Старинные ноты для фортепиано
Савой-блюз, Александр Цфасман, посвящается лучшему лондонскому джаз-банду «Савой»
Москва, издание автора, Главлит № 70576 (Зак. 768), выпуск 1927 года.
Музыкант-легенда советского джаза — Александр Цфасман — написал эту пьесу в возрасте 20 лет, вероятно, во время учёбы в Московской консерватории у знаменитого Феликса Блюменфельда. В это время Цфасман уже руководил созданным им первым в СССР джаз-оркестром «АМА-джаз» («Ассоциация московских авторов»), который стал знаменит своими концертами в саду Эрмитаж.
Возможно, именно благодаря успешным концертам АМА-джаза автор блюза «Савой» смог издать эти ноты с великолепным рисунком художника E. Holstein'a.
Необычное посвящение адресовано джаз-оркестру The Savoy Hotel Orpheans («Орфеи отеля «Савой») под руководством Кэррола Гиббонса (Carroll Gibbons) — американца, переехавшего в Англию. Лондонский джаз в эпоху 1920-х переживал период расцвета. В отличие от грубоватого афроамериканского свинга, англичане покоряли европейскую публику своей «джентльменской» мелодичностью и (если это слово применимо к джазу) интеллектом. Джаз-банд Гиббонса «Орфеи» (The Orpheans), выступавший в лондонском отеле «Савой», с успехом гастролировал по Европе.
Ноты представляют великолепный образец стиля 1920-х. Обложка в красно-чёрных тонах, кажется, наэлектризована какой-то фосфоресцирующей энергетикой. Рисунок стереотипно изображает почему-то типичных музыкантов-афроамериканцев, а не белых англичан — джазменов оркестра The Savoy Hotel Orpheans (название указано на барабане).
Вероятно, и художник Гольштейн, и сам Цфасман были знакомы со знаменитым оркестром только по граммофонным записям и вообще — были уверены, что джаз играют только афроамериканцы (чернокожие). Вполне возможно, что всего лишь какая-то грампластинка лондонского оркестра и стала вдохновляющей причиной сочинения великолепного «Савой-блюза».
С другой стороны, «белые» джазмены на обложке выглядели бы нелепо (по представлениям того времени), и рисунок выражает некое художественное обобщение джазового перформанса вообще.
Интересно, что все заголовки на нотной обложке — на французском языке, согласно старинной европейской традиции XIX века.