Старинные ноты для фортепиано
Европейский Кэк-Вок [кекуок, рэгтайм], А. Горяинова, опус 39
Москва, издатель А. Зейванг (№ 553), Кузнецкий мост, дом Джамгаровых, выпуск 1906—1911 гг.
Великолепная остроумная рэгтайм-пьеса сочинена в жанре танца старинных афроамериканцев — cakewalk. Уже необычно то, что это — кекуок, написанный русским автором, а не обычная для того времени перепечатка пьес из США.
Названием пьесы — Европейский Кэк-Вок — госпожа Горяинова, совершенно очевидно, желала подчеркнуть именно эту особенность — особый характер, отличный от американских музыкальных штампов. Кроме того, в 1900-х Россия была не только естественной частью Европы, но и во многих смыслах её авангардом. Тогда «европейский» вполне естественно означало и «русский» тоже.
Превосходная пьеса наполнена весёлым юмором и озорством. Гротескные музыкальные фразы прерываются импрессионистскими «кляксами» в духе Дебюсси, которые, вероятно, символизируют хохот публики в промежутках между смешными фигурами дурачащихся танцоров кекуока.
Рисунок на обложке изображает вполне приличную московскую публику — дам и господ, вполне прилично танцующих неприличный, проникший в Европу из США, танец неприличных американских негров. Подбрасывание поочерёдно ног вперёд и вытягивание рук с опущенными кистями — основные движения этого нелепого (с классической точки зрения) танца. Танцевальный американо-европейский «бум» рэгтайма 1890—1910-х пронёсся вихрем и над Россией тоже, и принёс нам через 100 лет этот удивительный листок с нотами.