Старинные ноты для фортепиано
Дядя Том, кэк-вок (рэгтайм, кекуок), П. Гросс, опус 40, посвящается Ольге Владимировне и Александру Адальбертовичу Лишке
Санкт-Петербург, издатель Юлий Генрих Циммерман (№ 6571), поставщик Двора Его Императорского Величества, пьеса из серии «Любимые танцы и марши П. Гросса», выпуск 1902—1903 гг.
Под тропиками, кэк-вок (рэг), П. Гросс, опус 48, посвящается мадемуазель Alwine Holtz
Санкт-Петербург, собственность издателя Юлий Генрих Циммерман (№ 6589), поставщика Двора Его Императорского Величества, пьеса из серии «Новейшие Кэк-Вок», выпуск 1902—1903 гг.
«Дядя Том», «Тип-топ», «Кун-кун-кун», «Теф-теф», «Под тропиками», «Праздник негров» — вот неполный список сочинений в стиле cake walk (ранний джаз, кекуок, рэгтайм), автор которых — санкт-петербургский пианист и композитор Пётр Петрович Гросс. Пьесы из эпохи 1900-х годов написаны ярко, живо и «великолепно-по-американски», — словно родились не на набережных Мойки и Фонтанки (как это было в действительности), а где-то там — by the riverside Миссури, Миссисипи и прочая. Возникает ощущение: может быть, рэгтайм появился вовсе не в трущобах североамериканских негров (страдавших от расового угнетения), а в бальных залах блистательной столицы Российской империи?
Очевидно, следуя оригинальному стилю, пьесу следует назвать «Uncle Tom Rag» («Рэгтайм дяди Тома»); неужели имеется в виду Том Сойер, который к началу 1900-х годов должен был действительно вырасти в солидного пожилого «дядю»? (Или же это другой персонаж модного тогда американского романа «Хижина дяди Тома»?) А ведь действие «Приключений Тома Сойера» происходит как раз в американском городке под названием Санкт-Петербург — тёзке российской столицы. В любом случае пьеса — отличная музыкальная иллюстрация знаменитой книги Марка Твена. Форма сочинения чётко соответствует классическому 16-тактовому рэгтайму; ноты расположены блестяще точно и безукоризненно. Указание по-французски «Danse» (после вступления) говорит о том, что, в России, конечно же, когда-то танцевали под эту музыку.