Старинные ноты для фортепиано
Камаринская (Air Russe), Джон Фильд
Москва, издатель К. Мейков (№ 45), комиссионер Императорской певческой капеллы, выпуск 1855—1860 гг.
Московское издание эпохи царствования Александра II содержит одно из лучших виртуозных произведений Фильда на тему русской камаринской (пляски) с вариациями. Это одно из первых изданий К. Мейкова (№ 45), выпущенное старинным способом ручной гравировки на металле в типографии Кондратьева.
Джон Фильд, или Филд (John Field) — пианист-виртуоз и композитор ирландского происхождения; большую часть жизни провел в Лондоне (учился у Клементи) и Москве (с 1802 года). Фильд — один из первых пианистов-романтиков — считается основоположником жанра фортепианного ноктюрна. Именно ноктюрны принесли ему мировую известность. Стиль его произведений — поэтичный певучий романтизм; лёгкая «жемчужная» манера игры чужда «грубому молотобойству» («буре и натиску») Бетховена или Листа.
Желание знаменитого лондонского виртуоза переехать в Россию на постоянное место жительства произвело некоторый «фурор» в светском обществе того времени и было вызвано, во-первых, огромной популярностью музыки Фильда у русских, а во-вторых, характером самого пианиста. Он любил зиму, мороз, домашний отдых у камина. С другой стороны, Фильд ненавидел строгий дресс-код, чопорность и холодность европейского высшего света. Патриархальная Москва, где можно было запросто в персидском халате и остроносых тапочках начинать день с бокала шампанского и блинов со стерлядью, а заканчивать — рюмкой водки и чёрной икрой, как нельзя лучше подходила ему по духу. Ирландец с русской душой часто на крыльце своего дома просто раздавал деньги и еду московским беднякам, которые (зная этот обычай) специально приходили «на огонёк» к пианисту.
Джон («Иван Романович») Фильд оказал определённое влияние на развитие русской классической музыки; однако, масштаб этого влияния исторически оценивался разными специалистами по-разному. «Западники» считали его (влияние Фильда) большим и определяющим, а «русофилы» — маленьким и незначительным. Самому же композитору, очевидно, это было безразлично и тогда, и (тем более) сейчас. Определённо можно сказать только одно: Фильд — русский композитор, по случайному божественному провидению родившийся в Ирландии, да и всё тут.
Великолепная «Камаринская» сложна скачками рук «а-ля Скарлатти» на большом расстоянии. Эти «перелёты» (если следовать стилю Фильда), должны быть сыграны очень легко и «невесомо» при движениях рук подобно «порханию бабочки». Верхние «фа» таких скачков, однако, имеют лишь виртуозно-орнаментальный смысл. Для упрощения игры можно (подобно русским барышням XIX века) пригласить ассистента (из числа поклонников) для звукоизвлечения сложных нот, либо все такие места играть аналогично тактам 22—27, однако, при этом (во втором случае) музыка потеряет свой блестяще-фантастический характер; сам автор за такое заставил бы выпить «штрафную».
Исполняет Miceal O'Rouke