Старинные ноты для фортепиано
Камаринская (Air Russe), Джон Фильд
Москва, издатель К. Мейков (№ 45), комиссионер Императорской певческой капеллы, выпуск 1855—1860 гг.
Московское издание эпохи царствования Александра II содержит одно из лучших виртуозных произведений Фильда на тему русской камаринской (пляски). Вероятно, это одно из первых изданий К. Мейкова (№ 45), выпущенное старинным способом ручной гравировки на металле в типографии С. Кондратьева.
Джон Фильд, или Филд (John Field) — пианист-виртуоз и композитор ирландского происхождения; большую часть жизни провел в Лондоне (учился у Клементи) и Москве (с 1802 года).
Фильд — один из первых пианистов-романтиков — считается основоположником жанра фортепианного ноктюрна. Именно ноктюрны принесли ему мировую известность.
Желание знаменитого лондонского виртуоза переехать в Россию на постоянное место жительства произвело некоторый «фурор» в светском обществе того времени и было вызвано, во-первых, огромной популярностью музыки Фильда у русских, а во-вторых, характером самого пианиста. Он любил зиму, мороз, домашний отдых у камина. С другой стороны, Фильд ненавидел строгий дресс-код и чопорность европейского высшего света. Патриархальная Москва, где можно было в домашнем халате и тапочках начинать день с бутылки шампанского, как нельзя лучше подходила ему по духу. Джон Фильд оказал большое влияние на формирование русской классической музыки. Стиль его произведений — поэтичный певучий романтизм.
«Камаринская» сложна скачками рук «а-ля Скарлатти» на большом расстоянии. Эти «перелёты» (если следовать стилю Фильда), должны быть сыграны очень легко и «невесомо» при движениях рук подобно «порханию бабочки».
Верхние «фа» таких скачков, однако, имеют лишь виртуозно-орнаментальный смысл. Для упрощения игры все такие места можно играть аналогично тактам 22—27, однако, при этом музыка потеряет свой блестящий характер.