Старинные ноты для фортепиано
Ария, сочинённая королём Людовиком XIII, транскрипция Анри Ги
Москва, издатель А. Гутхейль (№ 923), поставщик Двора Его Императорского Величества и Императорских театров, на Кузнецком мосту в доме Юнкер, пьеса № 32 из серии Pianiste du jour, choix de compositions modernes et brillantes — Современный пианист, выбор современных и блестящих композиций, выпуск 1877—1882 гг.
Основные моменты прекрасной пьесы выдержаны в указаниях нежного пианиссимо на левой педали (pp una corda leggiero). Да, музыка напоминает танец, но — танец невесомых мотыльков или волшебных фей, порхающих среди источающих гипнотический аромат звуков-цветков.
Королевское авторство мелодии может быть сомнительным, но всё же: известно, что Людовик XIII — да, тот самый наш дорогой и любимый Луи Тринадцатый из «Трёх мушкетёров» — был музыкантом и композитором; он — автор знаменитого «Марлезонского балета», во время которого совершает свои подвиги с подвесками Д'Артаньян (кстати, выражение «марлезонский балет» уже давно превратилось в идиому русского языка, означающую «мероприятие, под прикрытием которого осуществляется другое тайное действие»).
Однако, реальный Людовик XIII по прозвищу «Справедливый» — вовсе не слабый и зависимый недотёпа (как у Дюма), но — великий политический стратег XVII века, заложивший прочный фундамент блистательной просвещённой французской монархии, пережившей расцвет при Людовиках Четырнадцатом и (ещё больший расцвет) Пятнадцатом.
Фортепианная транскрипция составлена вполне в духе девятнадцатого века; впрочем, это не умаляет достоинств королевской арии, а, наоборот, поднимает её на высоту классического шедевра. Автор — Анри Ги — известен тем, что был первым (детским) учителем музыки Мориса Равеля.
На нотах в двух местах виден размашистый автограф «Н. Сац» (Наталья Сац? Нина Сац?), поставленный красно-фиолетовыми чернилами, очевидно, после 1918 года. Чёрными чернилами указана цифра шесть («№ 6») — таким образом владелец указывал порядок расположения нот в заказанном переплёте (подшивке).