О коллекции

Дамы и господа!

         Представляемая Вашему вниманию частная коллекция — старинные ноты для фортепиано соло (рояль или пианино в две руки), выпущенные в период 1830—1920-х гг. Некоторое небольшое количество составляют произведения для голоса и фортепиано.

         Владелец коллекции (автор всех строк) решил прекратить бессмысленную безнадёжность единоличного хранения старых нот и создал этот сайт.

 

Ядро коллекции составляют русские издания периода так называемой Прекрасной эпохи — La Belle Époque  (1870—1914). 

         Это — время царствования Александра III и Николая II — несколько десятилетий перед I мировой войной.

Марш русских добровольцев (1876), старинные ноты, фото обложки
Марш русских добровольцев (1876)
Марш Шипкинских бойцов (1878), старинные ноты, фото обложки
Марш Шипкинских бойцов (1878)

Мои комментарии к пьесам носят импровизационный развлекательный характер и не претендуют на научность и историчность.

        В первую очередь я размещаю лучшие (на мой музыкальный вкус) и чем-то необычные (редкие) произведения.

 

Красочные обложки некоторых изданий интересны как рекламные арт-объекты своей эпохи, которые, однако же, часто не соответствуют музыкальной ценности их содержания. Хорошая музыка прекрасна сама по себе, независимо от рекламной упаковки.  С другой стороны, никакие «весёлые картинки» не превратят убогую в музыкальном отношении пьесу — в шедевр. Очевидно, искусство проявляется в том, что исчезают лишние украшения, ставшие бесполезными.

 

Невский проспект в Санкт-Петербурге, 1900-е годы
Невский проспект в Санкт-Петербурге, 1900-е гг.

Золотой век фортепиано — конец XIX — начало XX столетий — это время наивысшего расцвета музыкальных способностей европейской цивилизации. С одной стороны, фортепиано (рояль) достигло пика своей конструктивной и звуковой эволюции. С другой стороны, в мире, где ещё не было суррогатных музыкальных продуктов, звукозаписи, радио, телевидения, компьютеров, автомобилей и прочих гаджетов, и где ещё царила красота естественных природных звуков — слух человека сохранял свою первозданную чувствительность и натуральную чистоту.

         В ту эпоху вся  музыка существовала лишь в виде реального физического исполнения и воспроизвести её можно было только с помощью нот. Ноты были основным «медийным продуктом» (если можно так выразиться). Это было время, когда живая  музыка (и только!) занимала огромную часть жизни; более того, для многих это и была сама жизнь. Музыка  означала всегда  живое человеческое исполнение, непосредственное чувственное общение людей.

Рояль «Карл Шрёдер» (Санкт-Петербург, 1898), принадлежавший семье последнего российского императора
Рояль «К. М. Шрёдер» (Санкт-Петербург, 1898), принадлежавший семье последнего российского императора Николая II (Эрмитаж, hermitagemuseum.org)

Датировка старинных нот представляет некоторую задачу, так как в XIX — начале XX вв. издательства не указывали год выпуска (эта традиция появилась лишь после I мировой войны). Таким образом, год издания мною определен косвенно и приблизительно: по дате копирайта, автографам бывших владельцев, дате цензурного разрешения, качеству бумаги, датам наград на выставках, способу печати, дизайну обложки, стилю музыки, номерам печатных досок и т. д.

 

Юная Любовь Орлова за фортепиано, 1916, фото
Юная Любовь Орлова за фортепиано, 1916

Названия многих пьес в нотах, выпущенных в России, в силу исторической европейской традиции XVIII—XIX веков указаны на французском языке (как и многие тексты на обложках нот). Следуя этому, оригинальные французские названия указаны в заголовках страниц сайта.

        Оригинальные названия американских рэгтаймов и других пьес от Тин Пэн Элли  даны на английском языке, который в начале XX века начал «разрушать» старинный «французский стиль» нотных изданий. Некоторые названия пьес германских авторов даны на немецком языке оригинала — так, как они были представлены в издании.

 

Скрябин, Две поэмы соч. 69, первое издание, фото обложки
Скрябин, Две поэмы соч. 69 (1914), в первом издании Юргенсона
Пьесы-фантазии Рахманинова (1893), старинные ноты, фото обложки
Пьесы-фантазии Рахманинова (1893) в первом издании Гутхейля

Авторство некоторых произведений неизвестно в силу традиции XIX века, когда главное место занимало имя исполнителя, а не автора. В эпоху исключительно живой музыки и отсутствия звукозаписи основной фигурой был пианист-интерпретатор, а не сочинитель, имя которого часто терялось, особенно в случаях, когда мелодия становилась очень популярным «хитом». Во многих изданиях фортепианных переложений (транскрипций) часто указано лишь имя аранжировщика-интерпретатора (транскриптора).  Кстати, закон об авторском праве был принят в России лишь в 1911 году. Во всех анонимных случаях я указываю имя автора оригинала, если мне удалось его выяснить. 

 

Нотный магазин Юргенсона в Москве на Неглинной, дом 14
Нотный магазин Юргенсона в Москве на Неглинной, дом 14

Что такое ноты и фортепиано? 

        Ноты — послание, письмо, отправленное автором другим людям. Музыка — универсальное и абстрактное искусство, и язык такого письма может быть понятен людям любой национальности в разных странах. Это послание может быть наполнено чувствами, или юмором, или переживаниями, или просто красотой, а, может быть, и ничем. А, может быть, и всем сразу. Ноты — это ключ к путешествиям по прекрасным бесконечным мирам.

        Фортепиано (рояль) — «волшебный портал» для музыкального фантастического путешествия. Игра на рояле (совершенном фортепиано) — самый сложный вид деятельности человека — это гармония движений души, интеллекта и тела. Рояль совершенствует дух, разум и мышцы одновременно — в отличие от большинства других современных устройств и гаджетов, которые превращают человека в свой упрощенный примитивный придаток.

 

Клеопатра (Египетские ночи), импровизация Михаила Штейнберга на тему Пушкина, фото обложки
Клеопатра (Египетские ночи), импровизация Михаила Штейнберга на тему Пушкина
Вальс памяти Пушкина, Зубов (1899), старинные ноты, фото обложки
Вальс памяти Пушкина «Скорбная лира», Николай Зубов (1899)

Какова ценность (цена, стоимость) старинных нот?

        Я придерживаюсь странного мнения, что коллекционирование, как и любое настоящее искусство — вещь по своей сути бесполезная (с точки зрения рынка), и, следовательно, эти антикварные листочки  либо ничего не стóят, потому как никому не нужны, либо, наоборот (вдруг), для кого-то бесценны, потому что содержат уникальную пищу для познания и материал для совершенствования. Хотя, с другой стороны, перефразируя пушкинского книгопродавца, не продаётся вдохновенье  (оно бесплатно, как этот сайт с файлами pdf), но можно рукопись  (оффлайн-коллекцию) продать.

Скачать ноты бесплатно в формате *pdf (Acrobat Reader) возможно для всех пьес.

 

Все издания расположены по разделам. Некоторые из них названы по формам или жанрам произведений, например, Вальсы, или Рэгтайм, кекуок, фокстрот ; другие же — по стилю или особому характеру, например, Парижский салон, или Восток, Испания, Кавказ. 

         Фортепианные произведения так называемого классического репертуара  размещены в разделах Барокко (Бах, Скарлатти, Куперен, ...), Классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен,...), Романтики (Шопен, Шуберт, Мендельсон, Шуман, Лист,...), Русская музыка (Чайковский, Рахманинов, Скрябин,...).

         В целом такая классификация (как и любая другая) условна и отражает лишь моё субъективное стремление как-то всё упорядочить. Внутри каждого раздела ноты расположены в «творческом беспорядке».

Яндекс.Метрика