Старинные русские ноты
«золотого века» фортепиано
  • Коллекция
  • О коллекции
  • Контакты
  • Отзывы
  • Новые добавления

О коллекции

Владелец коллекции в какой-то момент решил представить стране и миру свои старые ноты и создал этот сайт, посвящённый тем чудесным старинным временам, когда вокруг царили живые звуки природы, живые человеческие чувства и живое звучание рояля (фортепиано). Такие благословенные места ещё сохранились в пределах прекрасной России, где с комфортом (возле рояля «J. Becker» поставщика Двора Его Величества «Я. Беккеръ въ С.-Петербургѣ») расположилась

 

представляемая Вашему вниманию уникальная коллекция — старинные ноты для фортепиано, выпущенные в Российской империи и СССР в период 1830—1940-х гг.

«Весь Петербург» (1903), вальс в честь 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга, сочинение Петра Гросса в издании Юлий Генрих Циммерман, ноты для фортепиано
«Весь Петербург» (1903), блестящий вальс в честь 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга, сочинение Петра Гросса
«Радость России» (1895), вальс, посвящённый молодожёнам императору Николаю II и императрице Александре Фёдоровне, сочинение Жоржа Финокки, ноты для фортепиано
«Радость России» (1895), вальс, посвящённый молодожёнам императору Николаю II и императрице Александре Фёдоровне

Основу коллекции составляют русские (российские) издания периода расцвета, называемого «Прекрасной эпохой» — La Belle Époque (1870—1914). Это время царствований Александра III и Николая II — несколько десятилетий перед Первой мировой войной и двумя революциями 1917 года. В небольшом количестве добавлены некоторые замечательные выпуски, изданные в СССР; этот необычный советский период истории сегодня (с высоты прошедших лет) можно назвать «Второй прекрасной эпохой».

        В первую очередь я размещаю редкие и лучшие (на мой музыкальный вкус), а также чем-то интересные или необычные произведения (издания); особое внимание уделено тем российским авторам, музыка которых была забыта и потеряна из-за довольно стремительного исторического и музыкального развития России.

        К сожалению, при скорости оцифровывания 3—5 нотных страниц в неделю (как это происходит сейчас) работа над сайтом будет завершена не скоро — примерно в 2277 году.

Нотный магазин Юргенсона в Москве на Неглинной, дом 14
Москва, 1890-е гг. Музыкальная торговля (нотный магазин) Юргенсона на Неглинной улице в доме № 14 — старейший магазин, располагавшийся в этом здании до 2003 года.

Мои комментарии к пьесам носят импровизационно-развлекательный характер; они не претендуют на научность и историчность, отражая лишь мой художественный взгляд коллекционера-энтузиаста.

        Тексты (комментарии) — плод моей фантазии и размышлений, как результат энциклопедических знаний от прочитанных книг и сыгранных нот — с применением дедуктивных методов Шерлока Холмса, капитана Жеглова и Макса Отто фон Штирлица.

        Однако же, в нашу эпоху интернет-фейков и вызванного ими невежества (перефразируя Джерома К. Джерома) главное достоинство данных комментариев — это не их литературный стиль и даже не изобилие содержащихся в них разного рода полезных сведений, а их правдивость.

Санкт-Петербург, 1900-е гг. Музыкальный магазин Юргенсона на Большой Морской улице в доме № 9 (угол Невского), старинное фото
Санкт-Петербург, 1900-е гг. Музыкальный (нотный) магазин Юргенсона на Большой Морской улице, № 9 (угол Невского проспекта)

«Золотой век» фортепиано — конец XIX и начало XX столетий — это время определённого расцвета музыкального развития российской цивилизации. Фортепиано в качестве рояля — своей совершенной формы — достигло вершины конструктивной и звуковой эволюции (кстати, в Российской империи тогда существовало около 800 фортепианных фабрик).

         В том мире, где ещё не было суррогатных музыкальных продуктов, звукозаписи, радио, телевидения, компьютеров, автомобилей и прочих гаджетов, и где ещё царила красота естественных природных звуков — слух и ощущения человека сохраняли свою первозданную чувствительность и натуральную чистоту. В старинной «тишине» прошлого звук фортепиано создавал яркий и мощный всплеск чувств и эмоций.

         В ту эпоху вся музыка существовала лишь в виде реального физического исполнения и воспроизвести её можно было только с помощью нот. Ноты представляли собой основной «медийный продукт» (если можно так выразиться).

         Это было время, когда живая музыка (и только!) занимала огромную часть жизни; более того, для многих это была сама жизнь, как способ существования и самовыражения, как возможность духовного общения с близкими людьми (или даже богом). Музыка означала всегда и везде живое человеческое исполнение, непосредственное чувственное общение людей.

«Времена года» Чайковского в издании Юргенсона ноты
«Времена года» Чайковского в издании Юргенсона, авторская редакция 1891 года
Детский альбом Чайковского в издании Юргенсона, ноты
Детский альбом Чайковского в издании Юргенсона, авторская редакция 1878 года

Рояль «Я. Беккер» (J. Becker, Санкт-Петербург, 1885), принадлежавший Петру Ильичу Чайковскому (дом-музей в Клину)
Рояль «Я. Беккер» (J. Becker, Санкт-Петербург, 1885), принадлежавший Петру Ильичу Чайковскому (кабинет композитора в доме-музее в Клину)

Что такое ноты и фортепиано?

Ноты — послание, письмо, отправленное автором другим людям. Музыка — универсальное и абстрактное искусство, и язык такого письма может быть понятен людям любой национальности в разных странах. Это послание может быть наполнено чувствами, или юмором, или переживаниями, или просто красотой, а, может быть, и ничем. А, может быть, и всем сразу.

        Ноты — это ключ к путешествиям по прекрасным бесконечным мирам, которые находятся вне обыденной видимой (световой) реальности, — в невидимой, но чувственной области божественного «зазеркалья».

        Кстати, перефразируя Фаину Раневскую, можно серьёзно пошутить: ноты живут так долго, что ещё помнят порядочных людей.

 

Рояль (фортепиано) — «волшебный портал» для музыкального фантастического путешествия; метафизический инструмент, при помощи которого человек может получить ещё одну (вторую) жизнь в «параллельном пространстве». Игра на рояле (совершенном фортепиано) — самый сложный вид деятельности человека — это гармония движений души, интеллекта и тела. 

       Рояль совершенствует дух, разум и мышцы одновременно — в отличие от большинства современных гаджетов, которые совершенствуют лишь собственную глупость или лень человека и превращают его — homo sapiens — в свой примитивный обслуживающий придаток — homo gadgetus.

Рояль «Карл Шрёдер» (Санкт-Петербург, 1898), принадлежавший семье последнего российского императора
Рояль «К. М. Шрёдер» (C. M. Schröder, Санкт-Петербург, 1898), принадлежавший семье императора Николая II (Эрмитаж)
Магазин роялей и пианино К. М. Шрёдер в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 52, старинное фото
Магазин роялей и пианино, а также концертный зал фортепианной фабрики «К. М. Шрёдер» (основана в 1816 или 1818) в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 52 (фото 1900-х гг.)
Интерьер 1880-х гг.: рояль «Я. Беккер—J. Becker», нотный шкаф, этажерка для нот, фото
Интерьер 1880-х годов (Санкт-Петербург): рояль «Я. Беккеръ — J. Becker», нотный шкаф, этажерка для нот, диван для слушателей

«Музыкальная торговля» — так называли нотные магазины — была обычным и весьма распространённым местом времяпрепровождения. В каждом таком заведении (по традиции) располагался рояль (или пианино), на котором покупатель или специальный сотрудник (пианист-тапёр) могли проиграть ту или иную пьесу из желаемых для покупки нот. Обычное посещение магазина превращалось в интересное фортепианное «шоу» — там всё время звучали живые звуки музыки.

         После многочисленных визитов и покупок (уже в домашней обстановке) ноты накапливались беспорядочными кучками. Чтобы придать этой бумажно-музыкальной «стихии» чёткий порядок и красоту, стопки нот отдавались в мастерскую для переплёта в виде томов-подшивок с твёрдой обложкой; при этом владелец нумеровал издания, устанавливая желаемый порядок их расположения в альбомах; на корешках и обложках обычно изображались (золотым тиснением!) инициалы счастливого обладателя; подшивки-альбомы располагались в специальном «нотном шкафу» за стеклом, эффектно сверкая золочёными корешками. Для оперативного пользования нотами (во время игры) предназначался специальный столик или этажерка возле рояля; класть ноты (или вообще что-нибудь) на крышку или корпус инструмента считалось дурным тоном.

«Камаринская» (Air russe) Джона Фильда в издании Мейкова, Москва, 1850-е гг., ноты для фортепиано
«Камаринская» (Air russe) Джона Фильда в издании комиссионера Придворной певческой капеллы К. Мейкова, Москва, 1850-е гг.
«Душечка девица», фантазия Александра Дюбюка на тему песни Даргомыжского, издание Матвея Бернарда в Санкт-Петербурге, 1850-е гг., ноты для фортепиано
«Душечка девица» Александра Дюбюка на тему Даргомыжского в издании поставщика Двора Матвея Бернарда, Санкт-Петербург, 1850-е гг.

Зал нотного магазина Юргенсона в Москве (Неглинный проезд, 14), старинный рисунок
Торговый зал нотного магазина Юргенсона в Москве (Неглинный проезд, 14), старинный рисунок
Романс для фортепиано Чайковского, посвящённый Дезире Арто, ноты Юргенсон обложка фото
Романс для фортепиано Чайковского, посвящённый Дезире Арто

Названия многих пьес в нотах, выпущенных в России, в силу исторической европейской традиции XVIII—XIX веков указаны на французском языке (как и многие тексты на обложках нот).

         По правилам девятнадцатого века заголовок и титульный лист музыкального произведения должны быть изложены по-французски, а исполнительские указания — по-итальянски. Следуя этому, оригинальные французские названия указаны в подзаголовках страниц сайта. Впрочем, иногда издатели добавляли к традиционной французской обложке (титулу) ещё одну — на русском языке.

        К началу XX века французские заголовки постепенно исчезают из публикаций (особенно популярной музыки) и остаются лишь как академическая традиция в выпусках классического репертуара примерно до конца 1930-х годов.

С.-Петербург, 1900-е годы. Невский проспект, дом № 50. Нотный магазин А. Иогансена, редакция нотного журнала «Нувеллист» и салон роялей и пианино К. Бернгарда (2-й этаж), старинное фото
Санкт-Петербург, 1900-е гг. Невский проспект, дом № 50: музыкальные (нотные) магазины А. Иогансена и К. Бернгарда; редакция нотного журнала «Нувеллист» и салон роялей и пианино К. Бернгарда
Немецкий подзаголовок русского издания 1898 года
Немецкий подзаголовок русского издания 1898 года

Подзаголовки некоторых пьес в каких-то случаях (особенно после 1894 года) давались не на французском, а на немецком языке — такова была особая традиция некоторых нотных издателей—«русских немцев». В этом также проявлялась дань уважения последней русской императрице Александре Фёдоровне, урождённой немецкой принцессе Гессен-Дармштадской, которая, конечно же, играла на фортепиано.

          Вообще говоря, в России XIX века основными иностранными языками международного общения были французский и немецкий, а вовсе не английский (как сегодня).

Американский рэгтайм в русском издании 1900-х гг. Давингоф, фото
Американский рэгтайм в русском издании 1903 года

Некоторые оригинальные названия американских кекуоков и рэгтаймов даны (всё же) на английском языке, который в начале XX века начал «разрушать» старинный классический «французский стиль» нотных изданий.

        Кстати, российские авторы начала 1900-х гг., под влиянием моды сочинявшие многочисленные так называемые «кэкъ-вокъ» (фортепианные пьесы в «американском» стиле — кекуок, рэгтайм), давали названия своим произведениям всё же традиционно на французском и русском языках.

Санкт-Петербург, 1900-е гг. Нотный магазин «Василий Бессель и Компания» на Невском проспекте в доме № 54, старинное фото
Санкт-Петербург, 1890-е гг. Музыкальная торговля (нотный магазин) «Василий Бессель и Компания» на Невском проспекте в доме № 54 (рядом с магазином братьев Елисеевых)
Нотный магазин Бессель и Ко. на Невском проспекте
Нотный магазин «Василий Бессель и Ко.» (слева) на Невском проспекте, 54

Датировка старинных нот представляет некоторую задачу, так как в XIX — начале XX вв. издательства не указывали год выпуска (эта традиция появилась лишь после Октябрьской революции 1917 года). Отсутствие даты объяснялось тем, что одно и то же нотное издание могло выпускаться (в неизменном виде) неоднократно в течение нескольких лет и даже десятилетий по мере коммерческого успеха продаж. Год (период) издания я определяю косвенно и приблизительно: по дате копирайта, автографам бывших владельцев, дате цензурного разрешения, качеству бумаги, датам наград на выставках, способу печати, дизайну обложки, стилю музыки, номерам гравировальных досок и т. д.

«Александр-марш» (1877) в память 100-летия Александра I и триумфа Александра II, старинные ноты
«Александр-марш» (1877) в память 100-летия Александра I и торжественного въезда Александра II в декабре 1877 года
«Балет-альбом», посвящается всем балетоманам (1906), старинные ноты
«Балет-альбом» (1906), посвящается всем балетоманам. Сборник любимейших пьес из новых балетов

Магазин Иогансена в Санкт-Петербурге, 25 октября 1910 года, штамп нотного магазина
Штамп нотного магазина Иогансена в Санкт-Петербурге на Невском, 60

Штампы нотных магазинов на многих обложках были нужны: во-первых, для рекламы продавца; во-вторых, для предотвращения спекуляций; в-третьих, для информационной «привязки» издания к конкретному магазину. В то время действовала система нотных абонементов: посетитель магазина мог, купив какие-либо издания, в дальнейшем обменивать их на другие; штампы же нужны были для идентификации мест, куда нужно было возвращать издания. Кроме того, внутри самого магазина таким образом можно было легко отличить новые (неоплаченные, без штампа) ноты от участвующих в абонементе (подержанных). В большинстве случаев по штампу можно определить, где ноты были впервые проданы. Некоторые особо педантичные магазины даже устанавливали дату этого волнующего события (в лучших традициях перфекционизма того времени).

Джованни де Ботари. Тройка-вальс «Гай да тройка, снег пушистый» (1906)
«Гай да тройка, снег пушистый» (1906), вальс на тему знаменитого романса Штейнберга, сочинение Джованни де Ботари
А. Чернявский. Авиатор (марш, 1910), ноты
«Авиатор» (1910), марш в честь полётов первых российских серийных аэропланов, сочинение Александра Чернявского

Красочные обложки некоторых изданий привлекательны как рекламные арт-объекты своей эпохи, которые, однако же, иногда не соответствуют музыкальной ценности их содержания. Хорошая музыка прекрасна сама по себе, независимо от рекламной упаковки. С другой стороны, никакие «весёлые картинки» не превратят убогую в музыкальном отношении пьесу — в шедевр.

       Очевидно, искусство (как всякое подлинное чувство) проявляется в том, что становятся ненужными лишние ухищрения, ставшие бесполезными. Настоящая красота не нуждается в украшениях. Кроме того, всяческие рекламные «завитушки» затрудняют поиск искусства там, где оно таким образом скрыто и (с другой стороны) помогают замаскировать то, что искусством не является. Сознавая это, издатели прошлого выпускали ноты также и в «простом» виде, без «красивеньких» рисунков.

Санкт-Петербург, 1900-е гг. Нотный магазин в Торговом доме Юлия Генриха Циммермана на Большой Морской, 34, фото
Санкт-Петербург, 1900-е гг. Нотная торговля, салон роялей и пианино Торгового дома «Юлий Генрих Циммерман» на Большой Морской, № 34
Реклама Торгового дома «Юлий Генрих Циммерман» на вагоне конки в Санкт-Петербурге, 1890-е гг., старинное фото
Реклама «Юлий Генрих Циммерман» на вагоне конки в Санкт-Петербурге, 1890-е гг.

Авторство некоторых произведений неизвестно в силу традиции XIX века, когда главное место занимало имя исполнителя, а не автора. В эпоху исключительно живой музыки и отсутствия звукозаписи основной фигурой был пианист-интерпретатор, а не сочинитель, имя которого часто терялось, особенно в случаях, когда мелодия становилась очень популярным «хитом». Во многих изданиях фортепианных переложений (транскрипций) часто указано лишь имя аранжировщика-интерпретатора (транскриптора) или даже не указано вовсе.  Кстати, закон об авторском праве был принят в Российской империи в 1911 году и (в том же виде) утверждён декретом РСФСР в 1918-м. В анонимных случаях я иногда указываю имя автора оригинала, если мне удалось его выяснить. 

Санкт-Петербург, 1900-е гг. Нотный магазин «Северная лира» на Владимирском проспекте, дом № 2, старинное фото
Санкт-Петербург, 1900-е гг. Музыкальный (нотный) магазин «Северная лира» на Владимирском проспекте, № 2
Музыкальный магазин К. Леопаса на Невском, 80, Санкт-Петербург, 1900-е гг., старинное фото
Нотный магазин К. Леопаса на Невском, 80, Санкт-Петербург, 1900-е гг.

Какова ценность старинных нот?

Я придерживаюсь странного мнения, что коллекционирование, как и любое настоящее искусство — вещь по своей сути бесполезная и, следовательно, эти антикварные листочки  либо ничего не стóят, потому как никому не нужны, либо, наоборот, для кого-то бесценны, потому что содержат уникальную пищу для познания и материал для совершенствования. С другой стороны, перефразируя пушкинского книгопродавца, не продаётся вдохновенье  (оно бесплатно, как этот сайт с файлами pdf), но можно рукопись  (оффлайн-коллекцию) продать.

Клеопатра (Египетские ночи), импровизация М. Штейнберга на тему Пушкина, фото обложки
Клеопатра (Египетские ночи), импровизация для фортепиано М. Штейнберга на тему повести Пушкина, 1900-е гг.
Вальс памяти Пушкина, Зубов (1899), старинные ноты, фото обложки
Вальс памяти Пушкина «Скорбная лира», в честь 100-летнего юбилея поэта (1899), Николай Зубов

Какова цель коллекционирования?

Многие коллекционеры собирают старые ноты ради красочных художественных обложек (цель — рисунок, художник, стиль оформления). Меня это интересует лишь отчасти как исторический фон — во многих случаях ноты являются подлинными артефактами эпохи и напрямую показывают исторические события (и оценку этих событий их современниками) без искажений.

         Однако, главное всё же — музыка, ноты, тайные знаки из прошлого, в которых скрыто чувственное послание автора; разгадкам тайн посвящён этот сайт. Коллекция нот — это коллекция волшебных звуков и чувств, которые можно извлечь из рояля.

Москва, 1896 г., Кузнецкий мост — улица, где располагались музыкальные магазины А. Гутхейль, А. Зейванг, А. Эберг, Ф. Детлаф, старинное фото
Москва, 1896 г., Кузнецкий мост (во время торжеств по случаю коронации) — здесь располагались музыкальные (нотные) магазины: А. Гутхейль, А. Зейванг, Юлий Генрих Циммерман, П. Юргенсон (на Неглинной) и др.
Бетховен и его любимая ученица. Рисунок Матвея Зайцева
«Бетховен и его любимая ученица» (рисунок Матвея Зайцева из собрания сочинений Бетховена, 1900-е гг.)

Что играть?

Коллекция не претендует на полноту чего-либо, кроме блистательной полноты самой себя. Она отражает небольшой кусочек избранного (на мой вкус) из огромного «океана» нот для фортепиано, когда-то выпущенных в России. Кроме того, пока оцифрована лишь небольшая часть собрания.

          Произведения так называемого «классического (академического) репертуара» не являются основной целью сайта — они и без того достаточно растиражированы; здесь представлено лишь некоторое количество таких пьес в нескольких разделах:

Шедевры русской музыки (Чайковский, Рахманинов, Скрябин,..)

Ноты для детей (Чайковский, Шуман, хрестоматии и сборники разных авторов)

Барокко (Бах, Рамо, Скарлатти, Куперен,..)

Классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Клементи,..)

Романтики (Мендельсон, Шопен, Григ, Шуберт, Шуман, Лист, Сен-Санс,..)

Произведения Дебюсси размещены в разделе Парижский салон.

Произведения Чайковского размещены также в отдельном разделе.

 

Для учащихся, серьёзно занимающихся фортепианным искусством, многие развлекательные пьесы «лёгкого жанра», размещённые на сайте, нужно рассматривать лишь как исторический экскурс, не затрагивающий основные учебные занятия. Выбор тех или иных произведений для изучения, разучивания и исполнения необходимо тщательно продумывать и согласовывать с опытным преподавателем — в соответствии с этапами обучения, личными способностями и конкретной целью достижения тех или иных музыкальных успехов; говоря проще, не бренчать на клавишах всякую «сопливую попсовую дребедень», а заниматься прилежно и тщательно — образцовыми (классическими) шедеврами.

Санкт-Петербург, 1900-е гг., Невский проспект —здесь располагались музыкальные нотные магазины: В. Бессель и Компания, А. Иогансен, К. Леопас, «Северная лира», К. Бернгард, «Нувеллист» и др., старинное фото
Санкт-Петербург, 1900-е гг., Невский проспект — здесь располагались музыкальные нотные магазины: В. Бессель и Компания, А. Иогансен, К. Леопас, «Северная лира», К. Бернгард, «Нувеллист», «Музыкальный мир», Н. Х. Давингоф, И. Юргенсон (угол Б. Морской),..

Все издания расположены по разделам. Некоторые из них названы по формам или жанрам произведений, например, Вальсы или Рэгтайм, кекуок; другие же — по стилю или особому характеру, например, Русский салон или Кавказ. 

       В целом такая классификация (как и любая другая) условна и отражает лишь моё субъективное стремление всё упорядочить. Внутри каждого раздела ноты расположены в «творческом беспорядке».

Владелец коллекции

Возле павильона "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР


Купить старинные ноты
Яндекс.Метрика

Privacy Policy | Sitemap
© Antique Russian «Golden Age» Piano Sheet Music Collection
© Старинные русские ноты «Золотого века» фортепиано
Log out | Edit
  • Коллекция
  • О коллекции
  • Контакты
    • Купить старинные ноты
  • Отзывы
  • Новые добавления
  • Scroll to top