О коллекции

Дамы и господа!

         Представляемая Вашему вниманию коллекция — это старинные ноты для фортепиано соло (рояль или пианино в две руки), выпущенные в период 1820—1920-х гг. Некоторое небольшое количество составляют произведения для голоса и фортепиано.

 

         Ядро коллекции составляют русские издания периода так называемой Прекрасной эпохи — La Belle Époque  (1870—1914). 

         Это — время царствования Александра III и Николая II — несколько десятилетий перед I мировой войной.

Невский проспект в Санкт-Петербурге, 1900-е годы
Невский проспект в Санкт-Петербурге

 

        Мои комментарии к пьесам носят импровизационный развлекательный характер и не претендуют на научность и историчность.

        В первую очередь я размещаю лучшие (на мой музыкальный вкус) и чем-то необычные (коллекционно редкие) произведения.

 

       Красочные обложки некоторых изданий интересны как рекламные арт-объекты своей эпохи, которые, однако же, часто не соответствуют музыкальной ценности их содержания. Хорошая музыка прекрасна сама по себе, независимо от рекламной упаковки.  С другой стороны, никакие «весёлые картинки» не превратят убогую в музыкальном отношении пьесу — в шедевр. Как правило, искусство проявляется в том, что исчезают лишние украшения, ставшие бесполезными.

 

        Золотой век фортепиано — конец XIX — начало XX столетий — это время наивысшего расцвета музыкальных способностей европейской цивилизации. С одной стороны, фортепиано (рояль) достигло пика своей конструктивной и звуковой эволюции. С другой стороны, в мире, где ещё не было суррогатных музыкальных продуктов, звукозаписи, радио, телевидения, компьютеров, автомобилей и прочих гаджетов, и где ещё царила красота естественных природных звуков — слух человека сохранял свою первозданную чувствительность и натуральную чистоту.

         В ту эпоху вся  музыка существовала лишь в виде реального физического исполнения и воспроизвести её можно было только с помощью нот. Ноты были основным «медийным продуктом» (если можно так выразиться). Это было время, когда живая  музыка (и только!) занимала огромную часть жизни; более того, для многих это и была сама жизнь. Музыка  означала всегда  живое человеческое исполнение, непосредственное чувственное общение людей.

Золотой век фортепиано

        Датировка старинных нот представляет некоторую задачу, так как в XIX — начале XX вв. издательства не указывали год выпуска (эта традиция появилась лишь после I мировой войны). Таким образом, год издания мною определен косвенно и приблизительно: по дате копирайта, автографам бывших владельцев, дате цензурного разрешения, качеству бумаги, датам наград на выставках, способу печати, дизайну обложки, стилю музыки, номерам печатных досок и т. д.

 

        Названия многих пьес в нотах, выпущенных в России, в силу исторической европейской традиции XVIII—XIX веков указаны на французском языке (как и многие тексты на обложках нот). Следуя этому, оригинальные французские названия указаны в заголовках страниц сайта.

        Оригинальные названия американских рэгтаймов и других пьес от Тин Пэн Элли  даны на английском языке, который в начале XX века начал «разрушать» старинный «французский стиль» нотных изданий. Некоторые названия пьес германских авторов даны на немецком языке оригинала — так, как они были представлены в издании.

 

        Авторство некоторых произведений неизвестно в силу традиции XIX века, когда главное место занимало имя исполнителя, а не автора. В эпоху исключительно живой музыки и отсутствия звукозаписи основной фигурой был пианист-интерпретатор, а не сочинитель, имя которого часто терялось, особенно в случаях, когда мелодия становилась очень популярным «хитом». Во многих изданиях фортепианных переложений (транскрипций) часто указано лишь имя аранжировщика-интерпретатора (транскриптора).  Кстати, закон об авторском праве был принят в России лишь в 1911 году. Во всех анонимных случаях я указываю имя автора оригинала, если мне удалось его выяснить. 

 

Нотный магазин Юргенсона в Москве на Неглинной, дом 14
Нотный магазин Юргенсона в Москве на Неглинной, дом 14

      Что такое ноты и фортепиано? 

        Ноты — послание, письмо, отправленное автором другим людям. Музыка — универсальное и абстрактное искусство, и язык такого письма может быть понятен людям любой национальности в разных странах. Это послание может быть наполнено чувствами, или юмором, или переживаниями, или просто красотой, а, может быть, и ничем. А, может быть, и всем сразу. Ноты — это ключ к путешествиям по прекрасным бесконечным мирам.

        Фортепиано (рояль) — «волшебный портал» для музыкального фантастического путешествия. Игра на рояле (совершенном фортепиано) — самый сложный вид деятельности человека — это гармония движений души, интеллекта и тела. Рояль совершенствует дух, разум и мышцы одновременно — в отличие от большинства других современных устройств и гаджетов, которые превращают человека в свой упрощенный примитивный придаток.

 

        Какова ценность (цена, стоимость) старинных нот?

        Я придерживаюсь странного мнения, что коллекционирование, как и любое настоящее искусство — вещь по своей сути бесполезная (с точки зрения рынка), и, следовательно, эти антикварные листочки  либо ничего не стóят, потому как никому не нужны, либо, наоборот (вдруг), для кого-то бесценны, потому что содержат уникальную пищу для познания и материал для совершенствования. Хотя, с другой стороны, перефразируя пушкинского книгопродавца, не продаётся вдохновенье  (оно бесплатно, как этот сайт с файлами pdf), но можно рукопись  (оффлайн-коллекцию) продать.

 

         Кто изображён на заставках (фонах) сайта?

         Если внимательно присмотреться к старинным нотам, то обнаруживается интересный факт: большинство пьес написаны авторами-мужчинами, и почти все эти сочинения посвящены представительницам прекрасного пола.

         Продолжая эту мысль, я позволил себе украсить сайт старинными фотографиями танцовщиц, певиц, актрис, наконец, просто красавиц того времени, среди которых, например, Мата Хари  и Клео де Мерод.

         Скачать ноты бесплатно в формате *pdf (Acrobat Reader) возможно для всех пьес.

 

         Все издания расположены по разделам. Некоторые разделы названы по формам или жанрам произведений, например, Вальсы, или Рэгтайм, кекуок, фокстрот ; другие же — по стилю или особому характеру, например, Парижский салон, или Восток, Испания, Кавказ. 

         Фортепианные произведения так называемого классического репертуара  размещены в разделах Барокко (Бах, Скарлатти, Куперен, ...), Классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен,...), Романтики (Шопен, Шуберт, Мендельсон, Шуман, Лист,...), Русская музыка (Чайковский, Рахманинов, Скрябин,...).

         В целом такая классификация (как и любая другая) условна и отражает лишь моё субъективное стремление как-то всё упорядочить. Внутри каждого раздела ноты расположены в «творческом беспорядке».

D. V.

Яндекс.Метрика