Старинные ноты для фортепиано
«Последние аккорды Шопена», М. Корбас, опус 16
Вильнюс, издание русской книжной торговли А. Г. Сыркина в Вильне (№ 4), выпуск 1910—1913 гг.
Печальная пьеса в стиле Andante religioso была написана Михаилом Корбасом (забытым российским композитором), вероятно, в год столетия Шопена (1910). Начальные такты после вступления напоминают «Лакримозу» из «Реквиема» Моцарта, а в конце угадывается аллюзия на «Траурный марш» Шопена. Понятно, что название пьесы носит характер рекламно-художественной фантазии г-на Корбаса (или, быть может, издателя Сыркина). Фантастический рисунок на обложке усиливает эту воображаемую иллюзию: Смерть — очень воспитанная Смерть девятнадцатого века — зачарованно слушает музыку и ждёт, когда Шопен доиграет до Конца.
Настоящим последним «аккордом» самого Шопена можно с большой вероятностью считать фа-минорное созвучие, которым заканчивается Мазурка f-moll opus 68 № 4 — его последнее произведение. В крайне неразборчивой рукописи в этом месте стоит «крестик».
В первом издании 1855 года читаем сноску редактора Жюля Фонтанá:
«Эта Мазурка — последнее вдохновение Шопена, посетившее его незадолго до смерти 17 октября 1849 года, когда он был уже настолько слаб, что не мог сам исполнить эту пьесу».