Старинные ноты для фортепиано соло или для голоса с аккомпанементом фортепиано
Русская Марсельеза, аранжировка Ф. И. Детлаф
Москва, издание музыкального магазина торгового дома Ф. И. Детлаф и Компания (Edition mercantie de la maison Th. Dettlaff et Co., Moscou), серия Народные песни освободительного движения в России, выпуск 1905 года.
В эпоху великих революций 1905 и 1917 гг. французская Марсельеза неожиданным образом превратилась в гимн (как говорили тогда) «русского национально-освободительного движения». Её текст отличается от французского оригинала и носит антимонархический характер:
Отречемся от старого мира
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог...
Музыкальный текст также отличается от французского оригинала Руже де Лиля, — он упрощён для более удобного и простого исполнения.
В нотах отсутствуют слова, хотя вокальная партия приведена; очевидно, издатель не отважился напечатать столь резкий революционный текст, который, впрочем, был распространен устно и «непечатно». Указанный тираж — 11-я тысяча — показывает популярность песни в то время: скорее всего, это осень 1905 года.
Интересно, что столь откровенно революционная песня издана вполне капиталистами-буржуа — торговым домом «Ф. И. Детлаф и Компания», а отпечатана «типографией Гаврилова в собственном доме на Генеральной улице».
Автор аранжировки — Фёдор Детлаф, который был не только издателем, но и модным композитором-аранжировщиком популярных вальсов, романсов и даже рэгтаймов, в числе которых знаменитый (когда-то) хит — Негритёнок Земби.
«Русская Марсельеза» была утверждена буржуазным Временным правительством Керенского в качестве государственного гимна (после Февральской революции 1917 года).
В январе 1918 года, уже при большевистском правительстве РСФСР, гимном стал «Интернационал» (во-первых, из-за того, что слишком резкий текст «Русской Марсельезы» не нравился В. И. Ленину, а , во-вторых, из-за ассоциаций с предыдущим свергнутым буржуазным правительством).
Впоследствии в СССР песня почему-то была названа «Рабочей Марсельезой», хотя по своему историческому смыслу и появлению во времени является скорее «буржуазной»; «рабочей» же — лишь отчасти, в том смысле, что в условиях монархии стремление низвергнуть «царизм» является общим желанием пролетариата и буржуазии. Кроме того, до Октябрьской революции 1917 года рабочие составляли не «рабочий класс», а «пролетариат», — [согласно теории марксизма] в условиях диктата буржуазии пролетарии разобщены и являются конкурентами друг другу в стремлении продать свою рабочую силу капиталисту; лишь позднее пролетариат, объединившийся в борьбе против буржуазии, после пролетарской (социалистической) революции становится рабочим классом (на новом историческом уровне).