Старинные ноты для фортепиано
На баррикадах, [русский революционный рэгтайм-марш], Фёдор Детлаф, опус 37
Москва, издание Музыкального магазина Торгового дома Ф. И. Детлаф и Компания, Неглинный проезд, напротив Государственного банка, пьеса № 14 из серии Народные песни освободительного движения в России, выпуск 1905 года.
Очень интересная (исторически и музыкально) пьеса представляет собой великолепный и, возможно, единственный образец, если можно так выразиться, русского революционного рэгтайма; в названии, очевидно, имеются в виду баррикады января—февраля 1905 года, когда происходили главные события Первой русской революции. Автор придерживается 16-тактовой формы и стиля а-ля american rag, но в духе какого-то абсурдного веселья беспощадного русского бунта.
Фёдор Детлаф, владелец торгового дома своего имени и (по совместительству) сочинитель модных шлягеров, предпринял выпуск довольно необычной для того времени «революционной» серии нот в 1905 году; среди прочих, вышли, например, «Русская Марсельеза» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой...». Очевидно, что это стало возможным после Манифеста императора Николая II (подписан 17 октября), даровавшего российским подданным некоторые демократические вольности, в частности, свободу печати и (позднее) отмену цензуры (кстати сказать, от этих опрометчивых поступков самодержца граждане России страдают до сих пор). В некоторых ноябрьских нотных выпусках этой серии отметки о цензурном разрешении ещё присутствуют, но формально: скорее всего, уже было дано указание свыше всё «дозволять печатать».
Интересно, что события 1905 года названы в заголовке вовсе не революцией, а «освободительным движением». Необычный для того времени дизайн обложек революционно отрицает всяческие буржуазно-помещичьи «завитушки» и прочее «модерновое», чуждое пролетарским массам «ар-нуво»; чёткая геометрия красных букв предвосхищает русский авангард 1920-х годов. Красная диагональ — «кровавое перечёркивание прошлого» — по сути, есть символ всех русских революций.