Rondo a capriccio, L. van Beethoven, opus 129

Die Wut über den verlorenen Groschen

Ярость по поводу утерянного гроша

Москва, Государственное музыкальное издательство, 1931

Рондо-каприччио, Бетховен, обложка
Рондо-каприччио, Бетховен

Старинные ноты для фортепиано

        Рондо-каприччио (Ярость по поводу утерянного гроша), Людвиг ван Бетховен, опус 129, редакция Хартхан [Юргенсон], [с автографом Эмиля Гилельса]

        Москва, ОГИЗ-МУЗГИЗ, из серии II выпуска Фортепианные пьесы русских композиторов, 1931 год.

 

Совершенно обычные с виду ноты совершенно необычны тем, что принадлежали Эмилю Гилельсу, величайшему из пианистов XX века.

        16-летний Эмиль оставил надписи карандашом в двух местах на обложке: «Миля Гилельс, Одесса, 6/I 33 г.» и ниже — подпись. Очевидно, что всё это происходило во время учебы Гилельса в Одесской консерватории, которую пианист закончил в 1935 году.

        Рондо а каприччио  Бетховена, несмотря на внушительный номер опуса, сочинено, вероятно, ещё довольно молодым композитором в 1795—1797 -х годах. Легенда гласит, что рассеянный Людвиг-ван, потеряв деньги на улице, разозлившись, вдруг необычайно вдохновился и сочинил эдакое «разухабистое» рондо.

        Разрекламированный издателями XIX века подзаголовок — Ярость (плач) по поводу потерянного гроша — скорее всего, взят из мемуаров Шиндлера (секретаря и биографа Бетховена), который всего лишь описывал характер этой музыки, сравнивая её с игрой «в копеечку» венских уличных хулиганов. Сам автор назвал пьесу Alla Ingharese quasi un Capriccio — По-венгерски, как-бы каприччио,  однако, это оригинальное название не прижилось.

        Интересно, что МУЗГИЗ, выпуская ноты, причислил Бетховена к «русским композиторам» (с чем, кстати, трудно не согласиться). Вероятно, бунтарский и титанический дух великого классика как нельзя лучше соответствовал стремительной советской эпохе 1920—1930-х, ставившей целью мировую революцию и объединение человечества в едином порыве к идеальному будущему.

       Издание повторяет дореволюционный выпуск Юргенсона в редакции Хартхана (19393 VIII №19). К сожалению, отсутствует последняя страница, — в файле она восстановлена из текста классической редакции Германа Келлера (Edition Peters).

Миля Гилельс, Одесса, 6 января 1933 года (автограф)
Миля Гилельс, Одесса, 6 января 1933 года (автограф)

Ноты для фортепиано

Рондо а каприччио (Плач о потерянном гроше), Бетховен
Бетховен_Рондо-каприччио_опус_129.pdf
Adobe Acrobat документ 1.2 MB

Евгений Кисин играет Rage over a lost penny

Также смотрите:

Рондо-каприччио Ярость по поводу утерянного гроша, упрощённое переложение, ноты для фортепиано
Рондо-каприччио Ярость по поводу утерянного гроша, Бетховен, упрощённое переложение

Яндекс.Метрика