An Elise. Albumblatt, L. van Beethoven

St. Pétersbourg, W. Bessel & Co., 1890—1901

К Элизе, Бетховен, нотная обложка
К Элизе, Бетховен

Старинные ноты для фортепиано

         К Элизе, листок из альбома, Людвиг ван Бетховен

         Санкт-Петербург, издатели «Василий Бессель и Компания», Невский пр., 54, из серии Nouvelle Répértoire, Collection des pièces modernes et classiques — Новый репертуар, коллекция современных и классических пьес,  выпуск примерно 1890—1901 гг.

 

Листок из альбома К Элизе (An Elise) — вероятно, самая известная пьеса для фортепиано вообще (которую почему-то многие путают с Лунной сонатой).

        По легенде, Бетховен сочинил и сразу сыграл её экспромтом у кого-то в гостях, будучи очарован некой таинственной красавицей. По другой версии, пьеса была посвящена Елизавете, супруге российского императора Александра I — это менее вероятно, хотя такие посвящения высоким особам, приближенным к императору, были обычной рекламной практикой того времени. Есть и другие версии; кстати, все они могут быть реальными — одну и ту же пьесу можно было переделывать и посвящать кому угодно, в зависимости от жизненной ситуации.

        Современная «каноническая» германская версия гласит о том, что «Элиза» вовсе не Элиза (иначе автор написал бы полностью — Элизабет), а Тереза Мальфатти; имена были перепутаны нотным издателем, который якобы не разобрал ужасный почерк Бетховена. Согласно этому предположению, пьеса была написана 27 апреля 1810 года «Терезе на память» — «Für Therese Malfatti am 27 April 1810 zur Erinerung».

          Однако всё это — лишь предположения, основанные на старинных маркетинговых уловках нотных издателей XIX века. В действительности же якобы «авторская рукопись» Бетховена была вдруг неожиданно «найдена» и издана лишь в 1860-х годах, через 40 лет после смерти композитора (!), и затем, через несколько лет, так же якобы неожиданно «исчезла». Эти события происходят как раз на волне популярности музыки Бетховена и «бума» нотоиздания в Европе вообще. Всё это наводит на мысль о том, что авторство Бетховена (умершего в 1827 году) вполне может быть сомнительным. Музыка пьесы многим напоминает знаменитую Лунную сонату  (первую часть) — возможно, именно поэтому авторство анонимной (или чьей-то) нотной рукописи первый издатель приписал Бетховену: и похоже на Бетховена, и продаваться будет отлично, потому что это — «Бетховен»! С таким «любовным листком» это уже не одинокий, страдающий глухотой угрюмый гений с тяжёлым характером, но — романтичный герой, влюблённый в прекрасную незнакомку! Дальнейшие лавинообразные перепечатки ставшего очень популярным фортепианного «хита всех времён и народов» довершили дело: сейчас все мы уже точно знаем, что это же — Бетховен!

 

Издатели Василий Бессель и Компания, старинные ноты
Издатели Василий Бессель и Компания в Санкт-Петербурге

Ноты для фортепиано

К Элизе, Бетховен (издание W. Bessel & Co., Санкт-Петербург)
К_Элизе_Бетховен_Бессель.pdf
Adobe Acrobat документ 398.4 KB

Играет Ivo Pogorelich

Также смотрите:

«К Элизе» Бетховена в издании Шотт, Майнц, ноты
«К Элизе» Бетховена в издании Шотт, Майнц

Яндекс.Метрика