An Elise. Albumblatt, L. van Beethoven

St. Pétersbourg, W. Bessel & Co., 1890—1901

К Элизе, Бетховен, нотная обложка
К Элизе, Бетховен

Старинные ноты для фортепиано

         К Элизе, листок из альбома, Людвиг ван Бетховен

         Санкт-Петербург, издатели «Василий Бессель и Компания», Невский пр., 54, из серии Nouvelle Répértoire, Collection des pièces modernes et classiques — Новый репертуар, коллекция современных и классических пьес,  выпуск примерно 1890—1901 гг.

 

         Листок из альбома К Элизе (An Elise) — вероятно, самая известная пьеса для фортепиано вообще (которую почему-то многие путают с Лунной сонатой).

        По легенде, Бетховен сочинил и сразу сыграл её экспромтом у кого-то в гостях, будучи очарован некоей таинственной красавицей. По другой версии, пьеса была посвящена Елизавете, супруге российского императора Александра I — это более вероятно: такие посвящения высоким особам, приближенным к императору, были обычной рекламной практикой того времени. Есть и другие версии; кстати, все они могут быть реальными — одну и ту же пьесу можно было переписывать и посвящать кому угодно, в зависимости от жизненной ситуации.

        Современная «каноническая» германская версия гласит о том, что «Элиза» вовсе не Элиза (иначе автор написал бы полностью — Элизабет), а Тереза Мальфатти; имена были перепутаны нотным издателем, который якобы «не разобрал» ужасный почерк Бетховена. Согласно этому предположению, пьеса была написана 27 апреля 1810 года «Терезе на память»  «Für Therese Malfatti am 27 April 1810 zur Erinerung».

          Однако всё это — лишь предположения, основанные на старинных маркетинговых уловках нотных издателей XIX века. В действительности же якобы «авторская рукопись» Бетховена была вдруг неожиданно «найдена» и издана лишь в 1860-х годах, через 40 лет после смерти композитора (!), и затем, через несколько лет, так же якобы неожиданно «исчезла». Эти события происходят как раз на волне популярности музыки Бетховена и «бума» нотоиздания в Европе вообще. Всё это наводит на мысль о том, что авторство Бетховена (умершего в 1827 году) вполне может быть сомнительным. Музыка пьесы многим напоминает знаменитую Лунную сонату  (первую часть) — возможно, именно поэтому авторство анонимной (или чьей-то) нотной рукописи первый издатель приписал Бетховену: и похоже на Бетховена, и продаваться будет отлично, потому что это — «Бетховен»! С таким «любовным листком» это уже не одинокий, страдающий глухотой угрюмый гений с тяжёлым характером, но — романтичный герой, влюблённый в прекрасную незнакомку! Дальнейшие лавинообразные перепечатки ставшего очень популярным фортепианного «хита всех времён и народов» довершили дело: сейчас все мы уже точно знаем, что это же — Бетховен!

Издатели Василий Бессель и Компания, старинные ноты
Издатели Василий Бессель и Компания в Санкт-Петербурге

Ноты для фортепиано

К Элизе, Бетховен (издание W. Bessel & Co., Санкт-Петербург)
К_Элизе_Бетховен_Бессель.pdf
Adobe Acrobat документ 398.4 KB

Играет Ivo Pogorelich

Также смотрите:

«К Элизе» Бетховена в издании Шотт, Майнц, ноты
«К Элизе» Бетховена в издании Шотт, Майнц

Яндекс.Метрика