Старинные ноты для фортепиано
Гейша, новый салонный танец, Александр Царман, Артист Императорских театров, с описанием фигур танца
Москва, издание автора, продаётся во всех музыкальных магазинах и у автора, Смоленский бульвар, дом Шнейдера, выпуск примерно 1903 года.
Мода на Японию и всё японское, охватившая Европу 1890—1900-х, докатилась и до России (а, может быть, и наоборот). Александр Царман — танцовщик Императорского Большого театра — стал популярным после московского новогоднего бала 1899/1900 года в колонном зале Благородного собрания (ныне Дом Союзов), где он исполнил несколько зажигательных танцев собственного сочинения.
Танец «Гейша» появился всего лишь за год до начала Русско-японской войны (1904), после чего всё японское в России оказалось как-бы «недостойным» упоминания и, тем более, рекламы.
В музыке чувствуется слабая попытка придумать нечто экзотически-японско-заморское, однако, в целом, это всего лишь модная танцевальная пьеска своего времени, сочинённая на волне «танцевального бума» рубежа XIX—XX веков и не имеющая ничего общего с подлинным традиционным японским танцем.
Гейша на обложке (изображённая, вероятно, каким-то московским доморощенным художником) совершенно не похожа на миниатюрную и тонкую японку — представительницу древнейшей в Японии профессии. Это, скорее, простая русская ба... домохозяйка, по какой-то сумасшедшей прихоти вдруг нарядившаяся в японский антураж. Кажется, что она вот только что вышла из кухни, взяв вместо скалки — китайский зонтик, а вместо поварёшки — веер (за поясом). Левая рука псевдо-японки упёрта в бок, совсем как у какой-нибудь замоскворецкой дородной тётушки, встречающей своего провинившегося (как всегда) муженька.
Буквы заголовка (похожие на острые самурайские мечи), очевидно, пригодятся пианисту для совершения символического харакири после весьма посредственного исполнения этой пьесы.