Старинные ноты для фортепиано
Лезгинка (Кавказ), Антон Рубинштейн, пьеса № 2 из опуса № 82 —7 Danses Nationales pour le piano par Antoine Rubinstein, посвящается мадемуазель Вере Чикуановой
Москва, издатель Пётр Юргенсон, из серии Семь национальных танцев для фортепиано Антона Рубинштейна, выпуск 1870—1896 гг.
В нотах — виртуозная «Лезгинка» («Кавказ»), которую Антон Рубинштейн посвятил своей невесте (будущей жене) — грузинской княжне Вере Чикуановой (Чикуани). Кстати, княжеский титул на Кавказе в XIX веке означал лишь принадлежность к дворянскому сословию, а вовсе не к верховной элите родственников и членов императорской семьи.
Знаменитый интернациональный танец народов Кавказа ещё в XIX веке стал очень популярен в России. Стремительная и напористая лезгинка так же стремительно проникла даже на сцены Императорских театров, заняв своё место в классическом репертуаре опер и балетов.
Своеобразную «революцию» в этом контексте произвёл известный танцовщик Александр Царман, артист Императорских театров: на новогоднем московском балу 1899/1900 гг. публика была поражена его балетным исполнением лезгинки на пуантах (носках) — такое исполнение произошло впервые в истории.