Старинные ноты для фортепиано
Бальная лезгинка, новый салонный танец, сочинение артиста Императорских московских театров А. А. Царман, с объяснением фигур танца
Москва, издание автора (№ 6), продаётся во всех музыкальных магазинах автора: Смоленский бульвар, дом Шнейдер, дозволено цензурой 12 февраля 1901 года.
Ноты представляют салонный вариант знаменитого кавказского танца, сочиненный известным в начале ХХ века московским танцовщиком А. Царманом. В описании фигур г-н Царман — артист Императорских театров — предлагает движения, который вполне под силу танцорам с обычными навыками.
Александр Александрович Царман, артист Большого театра, прославился в ночь с 31 декабря на 1 января 1900—1901 гг., исполнив танцы собственного сочинения на праздничном концерте в Колонном зале московского Благородного собрания (Дома Союзов). Роскошный концерт был приурочен к началу нового двадцатого столетия.
Именно на этом новогоднем представлении Царман впервые в истории станцевал лезгинку на носках (пуантах), что вызвало оглушительный успех у публики.
Наверное, самое поразительное исполнение танцевальных движений лезгинки состоялось в мае 1945 года на куполе фашистского Рейхстага во время боя за взятие Берлина. По легенде, советские военнослужащие Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария в процессе водружения Знамени Победы танцевали, изображая русскую пляску и лезгинку — чтобы избежать попадания вражеских снайперских пуль.
Описание фигур танца
Артиста Императорских московских театров
Александра Цармана
1901 год
Положение танцующих.
В начале танца кавалер стоит в III позиции, имея впереди левую ногу, с левой стороны дамы, держа перед лицом правую руку, согнутую в локте, а левая вытянута назад. Корпус слегка наклоняется вперед. Дама же левую руку кладет на правое плечо кавалера, а правая так же, как и у кавалера, находится перед лицом.
I Фигура.
Кавалер, начиная левой ногой, делает 3 шага вперед, причем во время 3-го шага приседает; то же самое повторяется и правой ногой. Затем делает круг на месте, левой ногой и в левую сторону (па — те же самые) и становится лицом к даме. Дама делает то же самое, но с другой ноги и в обратную сторону.
II Фигура.
Оставаясь лицом к даме, левая нога кавалера отставляется в левую сторону, одновременно приседая на нее, а правая нога ставится на носок сзади левой. Эти движения 4 раза; причем в последний раз, когда правая нога подставляется к левой, то тяжесть корпуса опирается на левую ногу. После этого правая нога выносится вправо и ставится на каблук. (В это время корпус сильно наклоняется вправо и глаза устремлены на носок правой ноги). Затем она заносится за каблук левой ноги, слегка касаясь носком о пол. Выпрямляя корпус, кавалер притоптывает правой, левой и снова правой ногой.
Дама делает то же, что и кавалер, но с другой ноги.
III Фигура.
Оставаясь лицом к даме, кавалер делает кругом дамы па первой фигуры с правой ноги в правую сторону; дама же делает одновременно с кавалером то же самое и с той же ноги кругом кавалера, и становятся как в начале танца.
IV Фигура.
Находясь в положении 1-й фигуры, кавалер и дама делают шаг правой ногой вправо, левую заносят за правую и приседают. Затем, отставляя левые ноги влево, приставляют правые.
После этого левая нога кавалера и правая дамы ставятся на каблук, носок и притоптывают левой, правой и снова левой ногой.