Azərbaycan rəqs havalari, S. Rustamov

Азербайджанские танцы (мелодии), С. Рустамов

Баку, Азернешр, 1937

Азербайджанские народные танцы, старинные ноты, обложка
Азербайджанские танцевальные мелодии, Рустамов

Старинные ноты для фортепиано

        Азербайджанские [народные] танцевальные мелодии в записи Сеида Рустамова, с комментарием В. Беляева на русском и азербайджанском языках.

        Баку, Музыкальный сектор Азернешр, Азербайджанское государственное издательство (выпуск № 32), примерно 1937 год.

 

        Редкое интересное издание представляет, вероятно, одну из первых попыток систематизации и традиционной (европейской) нотной записи азербайджанских народных танцев, с теоретическими объяснениями их музыкальной структуры.

        Древнейшая на Востоке, азербайджанская музыка представляет собой, если можно так выразиться, музыкальную квинтэссенцию более чем тысячелетнего развития трёх древних культур — персидской, арабской и тюркской (азиатской). Являясь по своей сути импровизационным полетом фантазии исполнителя, она, тем не менее, подчинена строгим традиционным правилам, без которых немыслимо настоящее искусство.

       Следует учесть, что в данном случае автор предисловия В. Беляев использует общий термин «тюркский» в узком смысле применительно именно к азербайджанской музыке (что характерно для старинных русских изданий).

       Сборник Сеида Рустамова представляет следующие азербайджанские народные танцы (орфография сохранена):

 

       Лалэ

       Кызыл гюль

       Иннабы

       Кыт-кылыда

       Узун дяря

       Вагзалы

       Дарчыны

       Кечи мямяси

       Тярякямя

       Шюшянник

       Азербайджан

       Юз-бир

       Норузу

       Гяшянги

       Алты номря

       Тураджы

       Ираны

       Багдадуру

       Джейраны

       Шяляхо

       Джыг-джыга

       Бриллиант

       Казагы

       Он дерт

       Хала баджы

       Нарынджы

       Гюльгяз

       Ылдыз

       Карс

       Бяхтявяри

       

       Очаровательные ориентальные мелодии сборника являются действительно подлинными (а не стилизованными), что уже ценно само по себе. Яркий колорит Востока, записанный в краткой лаконичной форме, представляет собой уникальный материал для импровизаций и сочинения музыки.

       Интересная обложка издания представлена в виде красочного азербайджанского ковра (художник С. Власова). Тексты и заголовки, выполненные в старой латинизированной орфографии 1930-х годов, придают этим нотам особое старинное очарование.

        Исторический интерес представляет эмблема бакинского издательства Азернешр: пять книг (поэм?), расположенных на фоне нефтяной вышки в обрамлении серпа и молота, вероятно, предполагают духовное объединение нефтяников, рабочих, крестьян и поэтов на пути к светлому будущему.

Ноты для фортепиано

Азербайджанские танцевальные мелодии, Сеид Рустамов, комментарии В. Беляева
Азербайджанские_танцы_Рустамов.pdf
Adobe Acrobat документ 1.6 MB

Азербайджанские танцы, передача телеканала Культура

Яндекс.Метрика