Старинные ноты для фортепиано
Шалость бабочки, вальс, Л. Тьель
Петроград [Санкт-Петербург], издательство «Товарищество А. Иогансен» (№ 4271), магазины: 1) Невский проспект, 60; 2) Вознесенский проспект, 26 (близ Казанск.) «Музыкальный мир»; 3) Петроградская сторона, Большой пр., 15 (уг. Гребец.) «Петроградский музыкальный магазин»; 4) Каменноостровский пр., 38 (уг. Больш. пр.); главный склад издания: Васильевский остров, Большой проспект, 88б, выпуск 1914—1916 гг.
Необычное во всех смыслах издание Иогансена содержит роскошный вальс, стиль которого можно определить как «петроградский неоренессансный модерн». Французское название Folie de Papillon очень условно и характер его скорее декоративно-салонный, нежели смысловой. Однако, в русском варианте («Шалость бабочки») всё приобретает двойной скрытый смысл, если вспомнить следующий факт: древние славяне-язычники верили, что женские души после смерти переселяются (превращаются) в бабочек, ведь недаром русские слова «бабочка» (babochka) и «бабушка» (babushka) имеют общий корень и звучат очень похоже. Неизвестный художник нотной обложки (оставивший лишь свои инициалы С. П.), возможно, именно поэтому изобразил парящую в воздухе девушку, окружённую ангелочками с крылышками бабочек (!).
Рисунок, однако, очень напоминает одну из картин французского живописца Вильяма-Адольфа Бугро (Bouguereau), а именно — «Вторжение в королевство Амуров» (1892). Автор нотного рисунка совершил интересную «модернизацию» Бугро, превратив амуров с птичьими перьями — в ангелочков с крылышками бабочек. Стоит признать, что талантливый иллюстратор С. П. создал гораздо более выразительную и одухотворённую картину, которую можно назвать так: «Праздник жизни в царстве Бабочек», в то время как «Вторжение в королевство Амуров» своей бледно-застывшей красотой напоминает нечто вроде спящей красавицы, лежащей в хрустальном гробу.