Старинные ноты для фортепиано
Страдание, вальс, посвящается Бейлису, сочинение Б. Андржеевского
Москва, издание Торгового дома Ф. И. Детлаф и Компания, Неглинный проезд против Государственного банка, выпуск примерно 1911—1913 гг.
В нотах — незатейливый вальсик эпохи модерна; его автор, Борис Андржеевский, впоследствии открыл собственное издательство и прославился тем, что впервые выпустил в свет «Печальные песенки» Александра Вертинского.
Необычное посвящение — «Бейлису» — очевидно, никак не связано с музыкальным характером пьесы и носит коммерческий «маркетинговый» характер (для привлечения публики).
Так называемое «дело Бейлиса» — один из самых нашумевших судебных процессов дореволюционной России, длившийся около двух лет (1911— 1913). Убийство в Киеве 12-летнего мальчика Андрея Ющинского, случившееся как следствие обыденных «разборок» воровской «шпаны», было почему-то «раздуто» до масштабов «религиозного ритуального жертвоприношения», которое якобы совершил Менахем Мендель Бейлис — простой «бедный еврей». Обвинение в «лучших традициях» средневековой инквизиции носило явный антисемитский характер; следствие настолько затянулось и запуталось, что министр юстиции Щегловитов даже вызвал в Санкт-Петербург знаменитого начальника Московской сыскной полиции Аркадия Кошко — русского «Шерлока Холмса». Г-н Кошко, ознакомившись с томами следствия, нашёл материалы улик надуманными и несостоятельными. Как обычно бывает в таких случаях, националистический идиотизм обвинения и всего процесса привёл к тому, что не только российская, но и широкая международная общественность выступила в защиту Бейлиса: Максим Горький, Александр Блок, Владимир Короленко, Герберт Уэллс, Томас Гарди, Анатоль Франс, Томас Манн; даже британский парламент обсуждал этот вопрос. В итоге обвиняемый был оправдан судом присяжных и освобождён в конце 1913 года; настоящий убийца так и не был найден.