Старинные ноты для фортепиано
Весь Петербург, вальс, П. Гросс, опус 14, посвящается господину Ипполиту Лабади
Санкт-Петербург, собственность издателя Юлий Генрих Циммерман (№ 795), Главное депо музыкальных инструментов и нот, выпуск 1903—1905 гг.
Улыбка любви, вальс, П. Гросс, опус 12
Санкт-Петербург, издатель Юлий Генрих Циммерман (№ 729), в составе «Альбома новых вальсов», дозволено цензурой 8 октября 1898 года.
Вальс-Идиллия, П. Гросс, опус 47
Санкт-Петербург, издатель Юлий Генрих Циммерман (№ 6587), 1900-е гг.
Бал фей [Сказочный бал], вальс из репертуара П. Гросс
Санкт-Петербург, собственность издателя «Музыкальный магазин «Музыкальный мир» (№ А. 72 Ф.), Большая Морская, 21, выпуск 1890-х гг.
Звезда санкт-петербургских музыкальных салонов — знаменитый (когда-то) пианист Пётр Гросс написал вальс «Весь Петербург», очевидно, в 1903 году, когда пышно отмечался 200-летний юбилей столицы Российской империи — блистательного Saint-Pétersbourg.
Эффектная пьеса сочинена с ярко выраженным желанием удивлять, восхищать и доставлять удовольствие, — подобно тому, как когда-то завлекала сладкоежек какая-нибудь роскошная кондитерская на Невском: здесь вам и крем-брюле, и монпансье, и даже бланманже (маэстро Гросс, конечно же, знал, как изобразить на рояле фортепианное «бланманже»!). Вальс необычен и в чём-то даже великолепен; кроме того, звучит и в наше время очень свежо и очаровательно.
На обложке — одно из центральных мест Санкт-Петербурга: в центре — фотография, сделанная со стороны Невского проспекта, открывает вид на памятник императрице Екатерине II и Александринский театр. На рисунке (справа вверху) мы видим этот же сквер, вдоль которого стремительно летит тройка лошадей с дамой в санях; экипаж несётся точно по направлению к Елисеевскому магазину, очевидно, чтобы купить чего-нибудь вкусненького.
На верхнем рисунке слева — веселье в самом разгаре; дамы и кавалеры разделились (как обычно) на две партии — веселящихся и предающихся скуке; официант несёт на подносе что-то очень соблазнительное — неужели бланманже?..
Очень красивый вальс петербургского сезона 1897—1898 гг. Очевидно, пьеса была довольно популярна — об этом свидетельствует тот факт, что издатель Юлий Генрих Циммерман в своём «Альбоме новых вальсов» поместил её первым номером.
Изумительный вальс напоминает какое-то импрессионистское идиллическое зазеркалье, в котором, кажется, пребывала Российская империя; это — маленький шедевр русского «серебряного века». Существует запись исполнения самого Гросса (с упрощениями нотного текста) на граммофонной пластинке 1907 года; однако, она совершенно не передаёт реального животрепещущего очарования этой удивительной пьесы «в стиле модерн».