Старинные ноты для фортепиано
Фонтан (идиллия), Шарль Б. Лисберг, опус 34, редакция Франца Черни
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 5423), пьеса № 74 группы V (трудная степень) из серии «Классная [классическая] библиотека Ф. Черни, профессора С.-Петербургской консерватории, одобрено художественными советами Московской и С.-Петербургской консерваторий», выпуск 1896—1901 гг.
Песня за прялкой (каприс), опус 108
Санкт-Петербург, собственность издателя «Музыкальный магазин «Северная лира» (№ С. 79 Л.), угол Невского и Владимирского проспектов, № 2/49, пьеса № 23 из первой части серии «Коллекция любимых сочинений для фортепиано», выпуск 1903 года.
Неаполитана, опус 26
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 4096), пьеса из серии «Сочинения Ш. Б. Лисберга для фортепиано», выпуск 1870—1880 гг.
Колыбельная, опус 67
Воронеж, издание Музыкального магазина В. Кастнер, пьеса № 51 из серии «Collection de morceaux favorits pour le piano — Собрание любимых пьес для фортепиано», выпуск 1890—1895 гг.
Изящная и очаровательная пьеса сочинена (вероятно) в Париже 1840-х гг., когда на площади Согласия был установлен великолепный в своей помпезности фонтан. Впрочем, это обстоятельство не уберегло Францию от очередной революции в 1848 году; кстати, знаменитый фонтан стоит там и поныне.
Шарль Бови (Charles Bovy)— швейцарец по рождению — в юности «сбежал» в Париж, как и полагалось любой приличной знаменитости того времени. Lysberg — несуществующая фамилия, придуманная в качестве уникального композиторского псевдонима; однако эта уникальность не спасла Лисберга от почти полного забвения в XX столетии, когда «салонная» музыка была забыта из-за нашествия разнокалиберного псевдо-музыкального «авангарда».
В новом же XXI веке (и тысячелетии) всё приобретает совершенно другой смысл: пьеса наполнена прекрасным шармом той старинной эпохи; музыкальные пассажи источают подлинный дурманящий аромат девятнадцатого века; кажется, это — фонтанирующий запах изысканных духов прекрасной незнакомки на Елисейских полях, к тому же «одобренный художественными советами Московской и С.-Петербургской консерваторий».
Классическая редакция профессора Ф. Черни поражает тщательностью исполнения; даже форма пьесы «разложена по полочкам»: «В» — вступление, I, II, III — части пьесы и «З» — заключение.
Очаровательная «Берсёз» прекрасна нежным «флёром» девятнадцатого века, ещё не испорченного суррогатами звукозаписи; здесь нет и намёка на псевдо-музыкальный шум современной эпохи. Вступление в темпе allegro с условием piano misterioso (тихо и таинственно) — необычно и похоже разве что на порхание вечерних мотыльков за окном — за которым ещё нет автомобилей, автобусов и метрополитена.
О композиторе мало что известно; сегодня он основательно забыт. В 14-летнем возрасте Шарль Бови (швейцарец) оказался в Париже 1830-х годов; был учеником Шопена (впрочем, у Шопена тогда учились все); познакомился с Листом, который даже помог юному дарованию издать свой первый опус — несколько салонных вальсов. Шарль придумал себе композиторский псевдоним Лисберг — сочетание французского lys (лилия) и немецкого berg (гора): звучит необычно, как бы по-парижско-швейцарски.
Во время революции 1848 года Лисберг вернулся в родную Женеву, женился (что ему ещё оставалось делать?) и провёл оставшуюся часть жизни в родовом замке своей супруги; Колыбельная (Berceuse) opus 67, вероятно, была написана уже здесь. Замок сохранился и по сей день; призрак Шарля Бови-Лисберга иногда заглядывает в полутёмные залы старинного особняка, пугая уткнувшихся в свои гаджеты незадачливых туристов.