Старинные ноты для фортепиано
Менуэт, Игнаций Ян Падеревский, пьеса № 1 из опуса 14 Концертные юморески, часть I — В старинном стиле.
Menuet, I. J. Paderewski, opus 14 № 1, Humoresques de Concert pour piano, Cah I (à l'antique)
Берлин, Бот и Бок, музыкальные издатели Его Величества императора и короля (Ed. Bote & G. Bock, Berlin W. 8. 37 Leipziger Strasse, Editeurs de Musique de S. M. l'Emperor et Roi), пьеса из серии Композиции И. Я. Падеревского — Compositions de I. J. Paderewski, выпуск 1902—1913 гг.
В бурной музыкальной жизни 1890—1900-х годов возникла мода на так называемый антикварный (старинный) стиль в подражание великолепию французского королевского двора XVIII века. Отчасти этому способствовало появление многочисленного класса нуворишей — разбогатевших буржуа, которым были милы всяческие «помпадуристые» завитушки и прочие «ламбрекены».
Ги де Мопассан в новелле «Менуэт» (из сборника «Рассказы Вальдшнепа») описывает этот танец как некий анахронизм времён Людовика XV — милый, очаровательный, но забытый и ужасно «древний». Герой рассказа — старичок (учитель танцев) —произносит замечательную фразу:
— Менуэт, сударь, — это король танцев и танец королей. С тех пор, как не стало королей, не стало и менуэта.
Менуэт из «Концертных юморесок» Падеревского — великолепная эффектная пьеса, возможно, лучшая в своем жанре — написана в духе старинных французских клавесинистов, но на новой пианистической высоте. По характеру эта музыка — парадный дворцовый королевский танец. Автор Игнаций Ян Падеревский — концертирующий пианист и композитор польского происхождения, мировая звезда своего времени.
В 1937 году уже старичок-Падеревский снялся в голливудском фильме «Лунная соната», где он ностальгически играет свой знаменитый Менуэт — подобно тому, как некогда его танцевал на улицах Парижа персонаж Мопассана.