Air, G. B. Pergolesi

[«Tre giorni son che Nina»]

[Транскрипция неизвестного автора]

Москва—Петроград, Производственный подотдел Музыкального отдела Народного Комиссариата Просвещения, 1918

Ария Перголези, редакция Р. Ф. Гилль, нотная обложка, фото
Ария Перголези, редакция Р. Ф. Гилль

Старинные ноты для фортепиано

        Ария [Tre giorni son che Nina...], Джованни Баттиста Перголези, [транскрипция неизвестного автора], редакция Р. Ф. Гилль

        Москва—Петроград, Р. С. Ф. С. Р., Производственный подотдел Музыкального отдела Н. К. П., пьеса № 151 из серии Р. Ф. Гилль, выбор пьес, распределённых по степеням трудности и с обозначением правильной аппликатуры, выпуск 1918 года.

 

Прекрасная мелодия (сохраняющая свою свежесть даже спустя 300 лет) подобна сверкающей в лучах солнца вершине горы на закате, когда всё остальное вокруг уже погружено во мрак (наверное, это вся планета погружается в темноту современного музыкального «шума»).

        Старинная ария описывает страстный (но печальный) порыв влюблённого рыдающего юноши к спящей и умирающей девушке Нинетте, — очевидно, только любовь может вернуть её к жизни и разбудить. Мелодия с чередованием звуков portato и legato просто и гениально передаёт этот мучительный трепет. 

        Неизвестный автор транскрипции (возможно, этим автором был сам редактор Р. Ф. Гилль) очень удачно переложил арию в простой и строгой форме. В пьесе нет никаких декоративных пассажей а-ля «XIX век» — здесь они выглядели бы нелепо и пошло. Лишние музыкальные «завитушки» отброшены — так же, как была отброшена «шелуха» старого общественного строя двумя революциями 1917 года.

        Редчайшее нотное издание (хотя и выглядит в высшей степени непритязательно) представляет собой исторический отголосок той революционной эпохи; выпущено (вероятно) в 1918 году — это первые месяцы установления советской власти и образования РСФСР. Дату выпуска можно определить с относительной точностью после образования Народного Комиссариата Просвещения (июнь 1918) в процессе отмены «старой дореволюционной орфографии» (до конца 1918 года); тексты на обложке представляют собой некоторую «смесь» по старым (сверху) и новым (снизу) орфографическим правилам.

        В списке издаваемых пьес отсутствуют цены, хотя надпись «копеек» присутствует (или в условиях революционной инфляции в каждом случае сумма проставлялась вручную?). Здесь же цена не указана, — может быть, её и вовсе тогда не было? Неужели ноты выдавались бесплатно? — так же, как сегодня на этом сайте?

        В целом же всё это удивительно — «Ария Перголези» как гимн заснувшему старому миру в попытке разбудить новое прекрасное будущее. Кстати, ведь оно уже здесь, вот же, проснулось и потягивается.

Издание Производственного подотдела Музыкального отдела Народного Комиссариата Просвещения РСФСР (1918), старинные ноты, фрагмент обложки, фото
Издание Производственного подотдела Музыкального отдела Народного Комиссариата Просвещения РСФСР (1918)

Поёт Aleksandra Spicberga

Ноты для фортепиано

Ария, Перголези
Ария_Перголези.pdf
Adobe Acrobat Document 1.6 MB

 

Яндекс.Метрика