Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Шалость бабочки»
Петроградский вальс в стиле «модерн»
Л. Тиль
Folie de Papillon (Valse de Pétrograd), L. Thiel
Петроград, собственность издателя «Т-во А. Иогансен» (№ 4271)
Магазины: 1) Невский проспект, 60; 2) Вознесенский проспект, 26 (близ Казанск.) «Музыкальный мир»; 3) Петроградская сторона, Большой пр., 15 (уг. Гребец.) «Петроградский музыкальный магазин»; 4) Каменноостровский пр., 38 (уг. Больш. пр.); главный склад: Васильевский остров, Большой пр., 88б
Выпуск 1914—1916 гг.
«Шалость бабочки», вальс, Л. Тиль

Необычное во всех смыслах издание содержит роскошный вальс, стиль которого можно определить как «петроградский нео-ренессансный модерн», в архитектуре вполне соответствующий великолепному дому № 38 на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге, в котором когда-то располагался один из нотных магазинов Иогансена.

Название Folie de Papillon очень условно и характер его скорее декоративно-салонный, нежели смысловой. Однако, в русском варианте («Шалость бабочки») всё приобретает двойной скрытый смысл, если вспомнить следующий факт: древние славяне-язычники верили, что женские души после смерти переселяются (превращаются) в бабочек, ведь недаром русские слова «бабочка» (babochka) и «бабушка» (babushka) имеют общий корень и звучат очень похоже. Неизвестный художник нотной обложки (оставивший лишь свои инициалы С. П.), возможно, именно поэтому изобразил парящую в воздухе девушку, окружённую ангелочками с крылышками бабочек (!).

Рисунок, однако, очень напоминает одну из картин французского живописца Вильяма-Адольфа Бугро (Bouguereau), а именно — «Вторжение в королевство амуров» (1892). Автор нотного рисунка совершил интересную «модернизацию» Бугро, превратив амуров с птичьими перьями — в ангелочков с крылышками бабочек. Стоит признать, что талантливый иллюстратор С. П. создал гораздо более выразительную и одухотворённую картину, которую можно назвать «Праздником жизни в царстве бабочек», в то время как «Вторжение в королевство амуров» своей бледно-застывшей красотой напоминает нечто вроде спящей красавицы, лежащей в хрустальном гробу.    

         Кстати, эти два изображения (картина Бугро и рисунок С. П.) невольно и как бы иносказательно иллюстрируют разницу между Западной Европой и Россией вообще («Найди 100 отличий!»).

Штамп на обложке подсказывает, что ноты впервые были проданы в музыкальном магазине Иогансена на Невском проспекте, 60; кстати, уже тогда (с 1913 года) в этом же доме располагался кинотеатр «Пикадилли» — ныне «Аврора».

«Модернизация Бугро» эпохи модерна
Яндекс.Метрика