Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Праздник негров»
Берлинский «американский» кекуок
Пауль Линке
В петербургских изданиях «Музыкальный мир» и «Северная лира», 1903
Coon's Birthday, «american» cake-walk by Paul Lincke
«Праздник негров»
American Cake-Walk
Пауль Линке
Санкт-Петербург, издание «Нотной торговли «Музыкальный мир» (№ А. 214 Ф. М. М.), Большая Морская № 21
Художник обложки: Kasabianca
Дозволено цензурой 8 августа
1903 года
«Праздник негров»
«Американский» Кэк-Вок
Пауль Линке
Санкт-Петербург, издание музыкального магазина «Северная лира», Владимирский проспект, дом № 2
Пьеса № 5 из серии «Кэк-Вок, Cake-Walk, оригинальный салонный танец»
Дозволено цензурой 20 октября 1903 года; выпуск 1904 года
Пауль Линке
Первая берлинская оперетта 1899 года «Фрау Луна» своим фантастическим сюжетом и весёленькой музыкой заинтриговала всю Германию: по сценарию группа немецких товарищей отправляется не куда-нибудь, а на Луну; прилунившись, бравые берлинские «партайгеноссен» продолжают и среди инопланетян беззаботно распевать свои сладко-карамельные песенки. Молодой автор — Пауль Линке — сразу стал знаменитостью (впоследствии получил титул «отец берлинской оперетты»); он же написал известный марш «Берлинер Люфт» («Воздух Берлина» — один из номеров спектакля «Фрау Луна»).

Рэгтайм-хит 1903 года
Кекуок «Coon's Birthday» был сочинён, очевидно, в 1903 году, на волне захлестнувшей Европу моды на популярную музыку из США. По форме пьеса — типичный американский кекуок (ранний рэгтайм); однако, герру Линке удалось создать всё же нечто берлинское, с эдаким немецким опереточным «подвыподвертом». Кажется, музыка изображает вовсе даже не танец афроамериканцев, а, скорее, смешную прогулку подвыпивших весёлых немецких бюргеров (а они, кстати сказать, в Российской империи всегда пользовались неизменным успехом ещё со времён Петра Великого).

В период нацистского режима в Германии (после 1933 года) Линке вступил в период расцвета своей музыкальной карьеры. В то время, когда знаменитый советский разведчик штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц (он же — Максим Исаев) завоевал почётное звание «чемпиона Берлина по теннису», герр Линке из рук рейхсминистра пропаганды Геббельса получил в ноябре 1941 года (в честь 75-летия) награду «Медаль Гёте» и звание «Почётный гражданин Берлина».
          Немецкая кинохроника того времени (см. ниже) показывает интересный (конечно, постановочный) эпизод на Ораниенштрассе: репортёр с кинокамерой на плечах спрашивает случайного мальчика-прохожего: где живёт композитор Линке? — и юный берлинец тут же показывает на окна знаменитого маэстро в доме № 64; затем зритель оказывается в квартире возле рояля «Аугуст Фёрстер», на котором собственноручно играет сам герр Линке. И всё это показное берлинское «благополучие» происходит во время начала блокады Ленинграда, битвы за Москву и массовых убийств мирного населения во время фашистского нападения Германии на СССР!

Русские издания «Праздника негров» молодого Линке (выпуски «Северной лиры» и «Музыкального мира», 1903—1904) ещё бесконечно далеки от ужасов нацистского нашествия на Россию в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). Беспечная афроамериканская пара на обложках изображает веселящихся и дурачащихся танцоров кекуока; профиль старого-доброго царя-батюшки Николая Александровича надёжно украшает медаль Министерства финансов Российской империи — награду нотного издательства «Северная лира»; пометки о допуске цензора в печать от 8 августа и 20 октября 1903 года воспринимаются как поэзия; цены в 25 и 50 копеек (всего двадцать пять или пятьдесят копеек!) будоражат воображение — как такое безоблачное счастье было когда-то возможно?..
75-летний Пауль Линке в германской кинохронике (ноябрь 1941 года)
Яндекс.Метрика