Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Под тремя орлами»
Посвящается Леонтию Леонтьевичу Штюрцваге
Полька А. Горяиновой
В честь награды фортепианной фабрики «L. Stürzwage» (Москва) на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде
Москва, издатель А. Зейванг (№ A. 268 S.)
Выпуск 1896 года
«Под тремя орлами», А. Горяинова

Орлы, трамвай и детский сад
«Три орла»! Имеется в виду изображение трёх гербов Российской империи («двуглавых орлов») — высшее определение качества изготовления товара в России середины—конца XIX века. Чтобы добиться права изображать «орла» на своих изделиях, фабрикант того времени должен был получить высшую награду на очередной Всероссийской выставке, где специальные государственные комиссии экспертов (от имени Его Императорского Величества) определяли победителей.

«Династия Леопольдов (Леонтиев)» Штюрцваге — московские фабриканты роялей и пианино «L. Stürzwage, Moskau» — завоёвывали своих «орлов» в 1865 и 1882 годах. На роялях этой марки, выпущенных в период 1882—1896 гг., изображены два герба Российской империи.
В 1896 году состоялась грандиозная Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. Экспозиции в сотнях павильонах-«дворцах» вызывали восторг посетителей, оказавшихся в реальном русском воплощении сказок «Тысячи и одной ночи». К примеру, на выставке (среди множества прочих диковинок) впервые в России была запущена линия электрического трамвая.
         Рояли «Штюрцваге» получили здесь третьего «орла» (высшую категорию знака качества), в результате чего госпожа Горяинова порадовала любителей музыки своей очередной весёлой фортепианной пьесой. На нотной обложке изображён Главный вход в Мануфактурный (промышленный) отдел выставки — это было огромное здание в виде кольца диаметром 300 метров с восемью аналогичными входами (по кругу). В центре сооружения располагался музыкальный павильон, где проводились концерты.
Однако, последний представитель «Трёх Леопольдов» (и, так сказать, «трёх орлов») фортепианной династии Штюрцваге (Леопольд-Леонтий-Третий) не соизволил продолжить семейное дело своих почтенных отца и деда; вздумал стать художником, сбежал в Париж (полнейшая нелепость!), где написал (под именем Леопольд Сюрваж) множество абстрактных картин в новейшей технике а-ля «Цветные аппликации старшей продлённой группы Детского сада ГБДОУ имени Анри Матисса в Черёмушках». В данном контексте мсье Сюрваж — увы, не «орёл», а «цыплёнок табакá по-французски».

К сожалению, грандиозная и великолепная Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде давно канула в лету. Сегодня можно лишь догадываться о былом её величии по каким-то старинным чёрно-белым фотографиям; но даже они поражают наше воображение, затуманенное гаджетами. Недавно были случайно найдены уникальные металлические конструкции (часть зданий Мануфактурного отдела), спроектированные знаменитым инженером Владимиром Шуховым; сейчас они выставлены в качестве исторической достопримечательности Нижнего Новгорода.
         А ноты? — ноты случайно сохранились почти нетронутыми и могут в точности воспроизвести звучание той эпохи и аромат чарующего момента истории: очевидно, что полька «Под тремя орлами» была сочинена на знаменитой выставке и впервые исполнена автором там же, в отделе экспонатов фабрики Штюрцваге. Вполне возможно, что именно тот самый выставочный рояль «L. Stürzwage» (на котором была исполнена пьеса) сегодня благополучно располагается где-нибудь в домашней обстановке у своего ничего не подозревающего (но счастливого) обладателя. И, кстати, на этом рояле должны быть изображены три двуглавых орла.
Яндекс.Метрика