Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Марш русских добровольцев»
(1876)
Флориан Герман
Посвящается героям-добровольцам Русско-турецкой войны
Санкт-Петербург, издание редакции журнала «Живописное обозрение», собственность издателя Д. Карч-Карчевского,
в музыкальных магазинах Василия Бесселя и Компании,
Матвея Бернарда и в конторе редакции
Третья премия [бесплатное приложение]
журнала «Живописное обозрение» за 1876 год
Марш русских добровольцев, Флориан Герман

Эффектный и торжественный марш посвящен русским героям-добровольцам, участвовавшим в 1876 году в войнах балканских славянских народов за освобождение от власти Османской империи.
        Это было время начала борьбы восставших народов Сербии, Черногории и Герцеговины с турецким владычеством. Российская империя выступила на защиту славянских народов; началась Русско-турецкая война 1877—1878 гг., закончившаяся победой России и созданием нескольких независимых славянских государств.

Великолепная гравюра изображает решительный штурм турецкой крепости. Поражает стойкий боевой дух, с которым русский офицер ведёт в атаку солдат-ополченцев, несмотря на летящие пушечные ядра. Позади (справа), еще в нерешительности, следуют, вероятно, сами восставшие, не ожидавшие такого воодушевлённого наступления русских на противника.

Удивительны две фантастические фигуры, летящие в небе — вероятно, это аллегорическое изображение Божественного провидения, покровительствующего атакующим: Богиня победы (Ника) с мечом и щитом, а также Ангел с символами триумфа — лавровым венком и пальмовой ветвью.
        Интересно, что отъезжающих на Балканы добровольцев описывает Лев Николаевич Толстой в последних главах романа «Анна Каренина». По этому эпизоду можно предположить, что действие знаменитого романа заканчивается именно в 1876 году.

Флориан Герман (Florian Hermann) — русский композитор — известен многочисленными фортепианными пьесами на народные и патриотические темы. Самое известное его произведение — так называемый вальс 
«Очи чёрные» (оригинальный заголовок: Hommage-valse), на тему которого впоследствии был сочинён знаменитый трепетный романс. Другая грустная и трогательная пьеса Германа — «Русские грёзы» (Rêverie Russe) — была своеобразным ностальгическим утешением и символом утраченной Родины для русских эмигрантов после 1917 года.

В «Марше русских добровольцев» автор изображает противоборство двух музыкальных тем, очевидно, соответствующих противникам — России и Османской империи. Правдивой и решительной теме русского марша противопоставляется «неуверенный в своих силах» как-бы-турецкий мотив. Османская тема вызывает некоторые интересные ассоциации: с одной стороны, здесь угадывается аллюзия на так называемый «Турецкий марш» Бетховена, с другой — вспоминается тема из четвёртой части (Allegro ma non troppo) Сонаты си-бемоль мажор Франца Шуберта; это одна из трёх последних сонат, сочинённых великим романтиком в сентябре 1828 года.

         Пьеса Германа, написанная за два года до окончания войны, содержит своеобразное (скрытое в нотных знаках) предсказание: противоборство звуков (двух музыкальных тем) заканчивается торжественной фортепианной победой русского марша над турецким.

Издатель «Живописного обозрения» патриотично выпустил эти ноты в качестве бесплатного подарка («премии») для подписчиков и покупателей журнала. Об этом также свидетельствует штампик на обложке с надписью на французском языке: «Donat Karch-Karchewski»—«Пожертвование Карч-Карчевского». Цена в 1 рубль всё же указана — для того, чтобы получатель подарка знал его стоимость.
Яндекс.Метрика