Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Клеопатра», 
или «Египетские ночи» А. С. Пушкина
Импровизация М. Штейнберга
На тему стихотворной импровизации из повести великого русского поэта
Санкт-Петербург, собственность издателя К. Леопас (№ 1089), Невский проспект, № 80, близ Литейного
Выпуск 1906—1913 гг.
«Клеопатра», М. Штейнберг

Импровизационная фортепианная фантазия забытого русского композитора М. Штейнберга представляет собой музыкальную интерпретацию другой импровизации — стихотворной, из знаменитой повести «Египетские ночи» Александра Сергеевича Пушкина. В нотах приведены отдельные фразы из стихотворения, которым прерывается не законченный (к сожалению) сюжет рассказа; здесь я позволю себе привести поэтический текст полностью:

Чертог сиял. Гремели хором 
Певцы при звуке флейт и лир. 
Царица голосом и взором 
Свой пышный оживляла пир;
Сердца неслись к ее престолу, 
Но вдруг над чашей золотой 
Она задумалась и долу 
Поникла дивною главой...

И пышный пир как будто дремлет, 
Безмолвны гости. Хор молчит. 
Но вновь она чело подъемлет 
И с видом ясным говорит:
В моей любви для вас блаженство? 
Блаженство можно вам купить... 
Внемлите ж мне: могу равенство 
Меж нами я восстановить. 
Кто к торгу страстному приступит? 
Свою любовь я продаю;
Скажите: кто меж вами купит 
Ценою жизни ночь мою? —

Рекла — и ужас всех объемлет, 
И страстью дрогнули сердца... 
Она смущенный ропот внемлет 
С холодной дерзостью лица, 
И взор презрительный обводит 
Кругом поклонников своих... 
Вдруг из толпы один выходит, 
Вослед за ним и два других. 
Смела их поступь; ясны очи;
Навстречу им она встает;
Свершилось: куплены три ночи, 
И ложе смерти их зовет.

Благословенные жрецами, 
Теперь из урны роковой 
Пред неподвижными гостями 
Выходят жребии чредой. 
И первый — Флавий, воин смелый, 
В дружинах римских поседелый;
Снести не мог он от жены
Высокомерного презренья;
Он принял вызов наслажденья,
Как принимал во дни войны
Он вызов ярого сраженья.
За ним Критон, младой мудрец,
Рожденный в рощах Эпикура, 
Критон, поклонник и певец
Харит, Киприды и Амура...
Любезный сердцу и очам,
Как вешний цвет едва развитый,
Последний имени векам
Не передал. Его ланиты
Пух первый нежно отенял; 
Восторг в очах его сиял;
Страстей неопытная сила 
Кипела в сердце молодом... 
И грустный взор остановила 
Царица гордая на нем.

— Клянусь... — о матерь наслаждений,
Тебе неслыханно служу,
На ложе страстных искушений
Простой наемницей всхожу.
Внемли же, мощная Киприда,
И вы, подземные цари,
О боги грозного Аида,
Клянусь — до утренней зари
Моих властителей желанья
Я сладострастно утомлю
И всеми тайнами лобзанья
И дивной негой утолю.
Но только утренней порфирой
Аврора вечная блеснет,
Клянусь — под смертною секирой
Глава счастливцев отпадет.

(А. С. Пушкин. «Египетские ночи»)

Яндекс.Метрика