Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Альбом любимых сочинений Чайковского» 
Сборник Юргенсона (1884)
Morceaux célèbres pour le piano, P. Tschaikowsky
Москва, собственность издателя П. Юргенсон
Выпуск 1884 или 1885 гг.
Титульный лист и содержание
Юмореска — Humoresque G-dur, opus 10 № 2
Ноктюрн до диез минор — Nocturne cis-moll, opus 19 № 4
Песня без слов фа мажор — Chant sans paroles F-dur, opus 2 № 3
Вальс ля мажор — Valse A-dur, opus 40 № 9
Мазурка — Mazurka de Salon d-moll, opus 9 № 3
Полька — Polka de Salon B-dur, opus 9 № 2
Листочек из альбома — Feuillet d'Album D-dur, opus 19 № 3
Каприччио — B-dur, opus 19 № 5
Ноктюрн фа мажор — Nocturne F-dur, opus 10 № 1
Романс фа минор — Romance f-moll, opus 5
Баркарола (Июнь) — Barcarolle G-moll, opus 37bis № 6
На тройке (Ноябрь) — Troika F-dur, opus 37bis № 11
Белые ночи (Май) — Nuits de Mai G-dur, opus 37bis № 5
Вальс ля бемоль мажор — Valse As-dur, opus 40 № 8
Святки (Декабрь). Вальс — Noël. Valse As-dur, opus 37bis № 12
Грустная песенка — Chanson triste g-moll, opus 40 № 2
Песня без слов ля минор — Chant sans paroles a-moll, opus 40 № 6
«Сундучок» фортепианных «драгоценностей» Чайковского
Замечательное и единственное в своём роде издание Юргенсона, в котором собраны пьесы Чайковского из разных опусов (до 1879 года). В нём нет написанных позднее и так же «любимых» произведений из сочинений № 51 (Шесть пьес, 1881) и № 72 (Восемнадцать пьес, 1893).

В дневниках Петра Ильича (во время пребывания у родственников в имении Давыдовых в Киевской губернии) читаем:
         «29 мая [1884 года]. Совершил утром большую прогулку на Пляковские бураки. Лёва с дрянью (Господи, прости) уехал в Чигирин. Приехал учитель. Я занимался сначала переложением варьяций, потом выбором моих ф[орте]п[ианных] пьес для издания Ausgewählte Werke [Избранные произведения], предпринимаемого Петр[ом] Ив[анови]чем [Юргенсоном]. Приехал учитель для мальчиков. Обед с Сабанеевым, с пельменями и с учителем, коего мне пришлось занимать. Поездка в ландо в Пруссы: Саша, Ната, Тася, Сестрица и я. Очень приятно было бы, если бы не ощущение, начавшее было проходить, но явившееся с новой силой. Дома за ужином странная выходка хозяйки дома, открыто восстанавливающей своих детей против ближайших и, во всяком случае, почтенных родных. Ах, зачем, зачем это всё?.. Был в большом доме. Присутствовал при игре в мельники и беседовал с Лиз[аветой] и Вер[ой] Вас[ильевнами]».

Возможно, сборник впервые был выпущен в 1884 году и произведения для него были отобраны самим Чайковским. По какой-то причине композитор не включил в альбом пьесы из опуса 51 (1881).
        Интересно (и странно) также, что содержание (Index), состоящее из оригинальных французских названий, изложено по (французскому же) алфавиту, однако, при этом расположение пьес внутри — совершенно другое. Очевидно, Чайковский задумал этот альбом как отдельное произведение (или программу концерта), части которого должны быть исполнены все вместе в определённом порядке авторского музыкального замысла. Оглавление же (вероятно) составил редактор издательства, который просто позаботился о соблюдении бюрократических правил и расположил список по алфавиту. Таким образом, мы имеем две версии концертного исполнения данного Альбома — «по Чайковскому» (в порядке расположения пьес) и «по Юргенсону» (в порядке оглавления). Впрочем, мы все так любим Петра Ильича, что с удовольствием послушаем оба варианта в одном концерте!

Однако же, эта красиво изложенная версия может быть несостоятельна. Вероятно, что под названием «Ausgewählte Werke» («Избранные произведения») имелось в виду задуманное Петром Юргенсоном «Полное собрание сочинений для фортепиано» композитора. Чайковский же, считая некоторые свои произведения неудачными, полагал, что нужно издавать лишь избранное; впоследствии издатель уговорил композитора выпустить всё. В этом контексте данный Альбом представляет собой, возможно, незаконченный вариант (начало) планировавшегося собрания избранных сочинений «Ausgewählte Werke», которое так и не было завершено. В этом случае получает объяснение тот факт, что в Альбоме нет пьес из опуса 51 (1881), так как Чайковский прервал свою работу.
Яндекс.Метрика