Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Дни нашей жизни» (1909)
Марш одесского капельмейстера
Льва Чернецкого
«Дни нашей жизни», марш, Лев Чернецкий (сын), капельмейстер 15-го стрелкового полка, посвящается уважаемому Николаю Васильевичу Пташникову
Одесса, собственность издателя А. де Фриз, Главный склад издания «Музыкальный магазин Л. Йозефер» [Л. Iозеферъ], Дерибасовская, Пассаж (снаружи)
Выпуск 1910—1913 гг.
«Дни нашей жизни», марш, Л. Чернецкий

«Большая крокодила»
В 1909 году одесскому военному капельмейстеру Льву Чернецкому, конечно же, нужно было сочинить нечто выдающееся и замечательное, — ведь летом следующего года ожидалось открытие грандиозной Одесской всероссийской выставки. И это ему удалось, да ещё как! Даже сегодня, более века спустя, мы сразу узнаём этот фривольный «мотивчик одесского хулигана»:

«По улицам ходила большая крокодила,
Она, она зелёная была.
Во рту она держала кусочек одеяла,
Она, она голодная была...»

Как смог автор обычного военного марша зашифровать в нотах хитовый шлягер всех времён, народов, улиц, дворов и подворотен? Навязчивую мелодию можно включить в тройку лидеров рейтинга самых известных «дворовых» детских песенок XX века:

1. «Чижик-пыжик»
2. «Цыплёнок жареный»
3. «Большая крокодила»

Всем известный мотив «увековечен» в классическом шедевре советского кино — фильме «Антон Иванович сердится» (1941), причём здесь «Большая крокодила» исполняется на роскошном императорском концертном рояле «К. М. Шрёдеръ», который принадлежал (до 1917 года) семье Николая II. Совершенно очевидно, что такой бесценный «реквизит» из интерьеров Зимнего дворца (Эрмитажа) был задействован в съёмках никак не меньше, чем по «особому распоряжению Наркомпроса — Народного комиссариата просвещения СССР».

В другом шедевре мирового кино — голливудском фильме «Новые времена» (1936) — великий Чарли Чаплин (режиссёр, исполнитель главной роли, автор сценария, автор музыки) в заключительной сцене танцует и поёт песенку на слегка видоизменённый мотив марша «Дни нашей жизни» (!). Это был первый случай, когда зрители услышали (наконец) голос Чаплина на экране, — великий мастер, несмотря на изобретение звукового кино в 1929 году, всё ещё продолжал снимать «немые» фильмы.

Оригинальное название марша — «Дни нашей (читай — одесской) жизни» — великолепно передаёт характер музыки. Весёлый и даже анекдотично-философский мотив очень точно изображает тот самый подлинный дух старинной Одессы — весёлый и анекдотичный в своей жизненной философии.

«Большая крокодила» в фильме «Антон Иванович сердится» (СССР, 1941)
Яндекс.Метрика