Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Барыня»
Русская пляска
Аранжировка В. К. Нейф
[Barynya (russian dance) arranged for piano by V. Neif]
Москва, издатель Н. Куликов с сыновьями (№ 166), улица Маросейка, дом Еремеева
Пьеса из серии «Собрание новейших танцев»
Выпуск 1889—1896 гг.
«Барыня», В. К. Нейф

«...а плясать, кстати, так или иначе всем придётся Барыню...»
Старинный русский танец «Барыня» развенчивает устаревший и нелепый западноевропейский миф о том, что Россия когда-то была «крепостническим» государством с «деспотичным» правлением. На самом же деле в той сказочной стране с добрым царём-батюшкой каждая уважающая себя русская барыня («дворянка-помещица») могла запросто (прогуливаясь по своему имению) затеять со встретившимся ей мужиком («крепостным крестьянином») эдакую танцевальную пляску-диалог с «выкрутасами». Весёлый и юмористический танец подразумевал приветствие участников (вступление), поочерёдные выходы (па) в одиночку, и заканчивался дуэтом, иногда (даже) с поцелуями.

Московский аранжировщик В. К. Нейф представляет «Барыню» в форме концертного фортепианного сочинения. Ноты изданы в конце XIX века, во время «танцевального» бума, охватившего тогда Россию; здесь традиционная «Барыня» — уже модный салонный танец, исполняемый дамой и кавалером.

Знаменитый мотив часто исполнялся (и исполняется поныне) балалаечниками и аккордеонистами в качестве сольного инструментального «наигрыша».
         У Льва Николаевича Толстого в романе «Война и мир» читаем: 
         «— Ещё, пожалуйста, ещё, — сказала Наташа.., как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами».
«Барыню» исполняет дуэт баянов: А. Шалаев и Н. Крылов (СССР)
[на фото: картина Ильи Репина «Какой простор!» (1903) 
из коллекции Русского Музея, Санкт-Петербург]
Яндекс.Метрика