Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Кавказский танец
«Бальная лезгинка»
М. Шаров
Москва, собственность издателя С. Я. Ямбор (№ 89), Большая Тверская-Ямская, свой дом № 37
Выпуск 1911—1914 гг.
«Бальная лезгинка» («Кавказский танец»), М. Шаров

Популярное московское нотное издание 1910-х годов содержит простенькую танцевальную пьесу — для всех, кто желает быстро и легко сыграть лезгинку на фортепиано.
         Рисунок на обложке изображает танцовщицу в сопровождении (очевидно) кавказско-тюркского народного ансамбля музыкантов. Более пристальным взглядом замечаем следующие музыкальные инструменты (слева направо): саз или тар? (струнный), кеманча (смычковый), далее, возможно, музыкант с каким-то ударным инструментом, и (справа) зурна (духовой). В целом ноты вызывают ассоциации с одной из лучших кавказских поэм Михаила Юрьевича Лермонтова «Хаджи Абрек»:

...Развеселить его желая,
Леила бубен свой берёт;
В него перстами ударяя,
Лезгинку пляшет и поёт.
Её глаза как звёзды блещут,
И груди полные трепещут;
Восторгом детским, но живым
Душа невинная объята:
Она кружится перед ним,
Как мотылёк в лучах заката.
И вдруг звенящий бубен свой
Подъемлет белыми руками;
Вертит его над головой
И тихо чёрными очами
Поводит, — и, без слов, уста
Хотят сказать улыбкой милой —
«Развеселись, мой гость унылый!
Судьба и горе — всё мечта!» ...
(М. Ю. Лермонтов. «Хаджи Абрек», фрагмент)

Яндекс.Метрика