Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Бальная лезгинка»
Новый салонный танец (1901)
Артиста Императорских театров
Александра Александровича Цармана
С описанием (объяснением) фигур танца
Москва, издание автора (№ 6), продаётся во всех музыкальных магазинах и у автора: Смоленский бульвар, дом Шнейдер
Дозволено цензурой 12 февраля 1901 года
«Бальная лезгинка», А. Царман
С объяснением фигур танца


Ноты представляют салонный вариант знаменитого кавказского танца, сочиненный известным в начале ХХ века московским танцовщиком и балетмейстером А. Царманом. В описании фигур господин Царман — артист Императорских театров — предлагает движения, который вполне под силу танцорам с обычными навыками.

Александр Александрович Царман, артист Большого театра, прославился в ночь с 31 декабря на 1 января 1900—1901 гг. (первый день нового века!), исполнив танцы собственного сочинения на праздничном концерте в Колонном зале московского Благородного собрания (Дома Союзов). Роскошный концерт был приурочен к началу нового двадцатого столетия.

На этом новогоднем представлении Царман станцевал лезгинку (возможно, впервые в истории) на носках (пуантах), что вызвало оглушительный успех у публики. Артист сразу стал московской знаменитостью; результатом такого успеха стало появление множества новых салонных танцев (и, соответственно, популярных нотных изданий), сочинённых Царманом в 1900-х годах.

Наверное, самое поразительное исполнение танцевальных движений лезгинки состоялось в 1945 году на крыше немецко-фашистского Рейхстага во время боя за взятие Берлина (это было завершающее крупное сражение Великой Отечественной войны, в результате которого Вооружённые силы СССР полностью разгромили войска фашистской Германии).

          По легенде, советские воины Михаил Егоров и Мелитон Кантария (под руководством лейтенанта Алексея Береста) в процессе водружения Знамени Победы над Рейхстагом (в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года) энергично двигались («танцевали»), изображая русскую пляску («трепак») и лезгинку — чтобы не дать противнику прицелиться и таким образом избежать попадания вражеских снайперских пуль. (Кстати сказать, простые движения рук в этих родственных по духу танцах отличаются лишь направлением движений: «в разные стороны» и «в одну сторону»).
Как танцевать «Бальную лезгинку»
Описание фигур танца Артиста Императорских московских театров
Александра Александровича Цармана
Москва, 1901 год
Положение танцующих

В начале танца кавалер стоит в III позиции, имея впереди левую ногу, с левой стороны дамы, держа перед лицом правую руку, согнутую в локте, а левая вытянута назад. Корпус слегка наклоняется вперед. Дама же левую руку кладет на правое плечо кавалера, а правая так же, как и у кавалера, находится перед лицом.

I Фигура

Кавалер, начиная левой ногой, делает 3 шага вперед, причем во время 3-го шага приседает; то же самое повторяется и правой ногой. Затем делает круг на месте, левой ногой и в левую сторону (па — те же самые) и становится лицом к даме. Дама делает то же самое, но с другой ноги и в обратную сторону.

II Фигура

Оставаясь лицом к даме, левая нога кавалера отставляется в левую сторону, одновременно приседая на нее, а правая нога ставится на носок сзади левой. Эти движения 4 раза; причем в последний раз, когда правая нога подставляется к левой, то тяжесть корпуса опирается на левую ногу. После этого правая нога выносится вправо и ставится на каблук. (В это время корпус сильно наклоняется вправо и глаза устремлены на носок правой ноги). Затем она заносится за каблук левой ноги, слегка касаясь носком о пол. Выпрямляя корпус, кавалер притоптывает правой, левой и снова правой ногой.
        Дама делает то же, что и кавалер, но с другой ноги.

III Фигура

Оставаясь лицом к даме, кавалер делает кругом дамы па первой фигуры с правой ноги в правую сторону; дама же делает одновременно с кавалером то же самое и с той же ноги кругом кавалера, и становятся как в начале танца.

IV Фигура


Находясь в положении 1-й фигуры, кавалер и дама делают шаг правой ногой вправо, левую заносят за правую и приседают. Затем, отставляя левые ноги влево, приставляют правые.
        После этого левая нога кавалера и правая дамы ставятся на каблук, носок и притоптывают левой, правой и снова левой ногой.

Яндекс.Метрика