Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Камаринская»
Джон Фильд
Для фортепиано в 2 руки или 3 руки
Air Russe (Kamarinskaya), John Field
Москва, издатель К. Мейков (№ 45), комиссионер
Императорской придворной певческой капеллы
Выпуск 1855—1860 гг.
«Камаринская», Джон Фильд

Иван Романович Фильд  ирландец с русской душой
Московское издание эпохи царствования Александра II содержит одно из лучших виртуозных произведений Фильда на тему русской «камаринской» (пляски) с вариациями (кстати, ранее, в 1797 году, на эту же тему Бетховен написал изумительные «Двенадцать вариаций на русский танец»). Один из первых нотных выпусков издателя К. Мейкова (№ 45) изготовлен старинным способом ручной гравировки на металле в мастерской Кондратьева.  

Джон Фильд (John Field) — пианист-виртуоз и композитор ирландского происхождения; в юности добился определённого успеха в Лондоне, но всю сознательную жизнь прожил в России, с 1803 по 1837 годы. Фильд — один из первых пианистов-романтиков — считается основоположником жанра фортепианного ноктюрна, которые принесли ему мировую известность. Стиль его произведений — поэтичный певучий романтизм; лёгкая «бархатно-жемчужная» манера игры чужда «молотобойству» («буре и натиску») Бетховена или Листа.

В возрасте 19 лет (после успешных гастролей в Санкт-Петербурге) Фильд принимает решение переехать в Россию. Отчасти это было вызвано желанием избавиться от власти своего лондонского патрона — знаменитого композитора и одновременно крупного бизнесмена Муцио Клементи, который нещадно эксплуатировал юного ирландца. В столице Российской империи Фильд имел неизменно большой успех и написал здесь большинство своих сочинений, из которых блистательные «жемчужины» — восемнадцать ноктюрнов.

          В какой-то момент знаменитый виртуоз решил переехать в (провинциальную тогда) Москву — это произвело некоторый «фурор» в светском обществе и было вызвано характером самого пианиста. Он любил тишину и спокойствие, зиму, мороз, домашний отдых у камина. С другой стороны, Фильда раздражали нелепый дресс-код и чопорность петербургского высшего света. Патриархальная и хлебосольная Москва, где можно было запросто в персидском халате и остроносых тапочках начинать день с бокала шампанского и пирожков со стерлядью, а заканчивать — рюмкой водки и блинами с чёрной икрой, как нельзя лучше подходила ему по духу. Ирландец с русской душой часто на крыльце своего дома просто раздавал деньги и еду московским беднякам, которые (зная этот обычай) специально приходили «на огонёк» к пианисту.

Джон («Иван Романович») Фильд оказал определённое влияние на развитие русской музыки, охватив своим творчеством всю пушкинскую эпоху; однако, масштаб этого влияния исторически оценивался разными специалистами по-разному. «Западники» считали его (влияние Фильда) большим и определяющим, а «русофилы» — маленьким и незначительным. Самому же композитору, очевидно, это было безразлично и тогда, и (тем более) сегодня. Определённо можно сказать только одно: Фильд — русский композитор, по случайному божественному провидению родившийся в Ирландии, да и всё тут. Примечателен тот факт, что композитор умер всего за две недели до дуэли и смерти Пушкина (1837); его последними словами были: «...я — пианист...» — на вопрос священника о вероисповедании.

«Камаринский» аттракцион Фильда: две или три руки?
Поразительная «Камаринская» сложна скачками рук «а-ля Скарлатти» на большом расстоянии. Эти «перелёты» (если следовать стилю Фильда), должны быть сыграны очень легко и «невесомо» при движениях рук подобно «порханию бабочки» (или кузнечика?). Верхние «фа» таких скачков, однако, имеют (с точки зрения техники) лишь виртуозно-орнаментальный смысл. Для упрощения игры можно (подобно русским барышням XIX века) пригласить ассистента (из числа поклонников) для звукоизвлечения сложных верхних нот. 
          Возможно, что Фильд изначально задумал пьесу в «двойственном» предназначении: 1) поразить публику виртуозными скачками правой руки (один исполнитель); либо 2) развеселить публику (или самих себя) фортепианным «аттракционом» при игре в паре, вдвоём тремя руками (два исполнителя), причём с партией третьей руки может (в принципе) справиться любой человек (не пианист).
          Конечно, можно (для облегчения) все такие места играть аналогично тактам 22—27, однако, при этом музыка потеряет весь свой блестяще-фантастический характер; сам автор за такие упрощения заставил бы выпить «штрафную».
Исполняет Майкл О'Рурк
[на фото: Джон Фильд]
Яндекс.Метрика